Друг редакции Pronomad.ru CRM-маркетолог, автор Telegram-канала «Таки кочуем», Ирина перед поездкой в бельгийский город Антверпен ничего о нем не слышала. Точнее, почти ничего не слышала — она знала, что это «главный кокаиновый порт Европы». В 2023 году в местных доках нашли рекордные 116 тонн наркотика. Это сформировало у нее «интересное представление о городе».
Ирина уже успела изучить Антверпен, так что теперь она готова поделиться своими впечатлениями: где селиться, на чем перемещаться в городе и как не затеряться среди велодорожек.
Есть только суббота, ты в нее закупись
Когда мы после Кипра прилетели в Антверпен, то были в легком шоке. Мало того, что солнце и тепло сменили холод и тучи, так еще и на улице какой-то аншлаг. Кругом сновали толпы людей, велосипедисты вылетали со всех сторон — успевай только оглядываться. Трамваи, машины… Фоновый шум такой, что тяжело думать, а количество двигающихся объектов — просто зашкаливало. После тихого Кипра это было невыносимо.
Помню, как молча сидела на кровати в грязной квартире и думала: «Ну, [жесть] и на ЭТО мы променяли размеренную спокойную жизнь под солнцем?!». Воображение же уже вовсю рисовало картинки со сценами из жизни мегаполиса, где все бурлит и кипит 24/7, а я медленно скатываюсь в депрессию.
Но, как оказалось, унывать я начала рано. Уже на следующий день в 11 утра в городе царила полная тишина. Все магазины и часть кафе были закрыты, а на улицах даже в самом центре почти не было людей.
WTF?!
Оказалось, мы просто прилетели в один из самых оживленных дней недели — в субботу.
На буднях все не продуктовые магазины Антверпена закрываются в промежутке с 17:00 до 19:00, а с 19:00 до 20:00 закрываются и супермаркеты. Так что побродить по магазинам и что-то купить после работы бельгийцам банально не хватает времени.
Ситуация усугубляется тем, что в воскресенье магазины не работают вообще (ни разу такого не было, и вот опять). Конечно, есть пара оверпрайснутых минимаркетов и ларьки эмигрантов, которые работают даже в этот день: с голоду умереть не выйдет, но для шопинга этого явно недостаточно. Вот и выходит, что единственный день недели, когда местные могут закупиться всем необходимым — суббота.
Причем шопингом в этот день в Антверпене занимаются на только 500 тыс. его жителей, но и люди из других городов Фландрии, поэтому на улицах в этот день особенно оживленно.
В остальное же время, не считая промежутка с 16:00 до 17:00, когда местные спешат покинуть рабочие места, в городе какая-то нереальная тишина. Машин и людей мало, по улицам можно идти в полном одиночестве даже в самом центре города. Выглядит это подозрительно, но чертовски приятно.
Пожив здесь месяц, мы поняли, что и субботний кипиш не выглядит чем-то напрягающим. И он даже близко не стоит с тем, что творится вечером на Невском проспекте или утром в метро. Все в рамках нормы. Выглядеть дико и устрашающе может разве что на фоне тихого и безлюдного Пафоса (город на Кипре, — прим. ред.).
Легендарный «2060»: как мы поселились в бельгийском «гетто»
В первые дни в Антверпене я все время удивлялась, насколько же интернациональный мы выбрали город! Ведь куда бы мы не пошли, кругом были люди будто бы со всех уголков мира. Большинство из них фактурные, в своей национальной одежде. Но оказалось, что дело не в городе, а конкретно в нашем районе — Antwerpen-Noord, известном по своему индексу «2060».
Antwerpen-Noord — это центральный район в северной части города, состоящий из трех частей: Amandus-Atheneum, Seefhoek и Den Dam. Появился он во время поздней промышленной революции и предназначался именно для рабочего класса. Район этот небольшой, но населенный. Проживает в нем около 35 тыс. человек из 150 стран. Больше всего эмигрантов из Китая, Африки, Португалии и Марокко.
Живут здесь люди одной национальности, скучившись, занимая целые кварталы. Открывают магазины со своими привычными продуктами и предметами быта, салоны красоты и кафе с национальной кухней. Вместе выбираются в парк на барбекю и смотрят футбол, носят еду прямо в кастрюлях из дома в дом и отмечают дни рождения.
По совместительству «2060» известен и как самый неблагополучный район города. Треть его населения находится за чертой бедности, а на отдельных улицах с давних пор работают наркодилеры. Возможно, именно поэтому бельгийцы предпочитают селиться в других местах.
В какой-то момент правительство Антверпена решило улучшить район. Сделали гигантский Park Spoor Noord с всевозможным оборудованием и площадками для занятий спортом. Открыли современную библиотеку с бесплатными образовательными мероприятиями и центр дизайна. На севере, ближе к докам, даже появились элитные ЖК. Сам район называют «динамичным, ярким и нестандартным». Считается, что задумка не удалась, но проституция здесь больше не практикуется, а на улицах вообще нет бездомных.
Наш опыт жизни в «2060»
Мы поселились в Amandus-Atheneum. Большую часть этого микрорайона занимают португальская и бразильская диаспоры. Главная точка их сбора ровно напротив наших окон — кафе Tuga, где португальцы громко радуются жизни, попивая Super Bock. Чуть южнее расположился «Чайнатаун», в котором осели все азиаты Антверпена. А чуть восточнее — начинаются турецкие и африканские кварталы.
Несмотря на такое национальное месиво и плохую репутацию, я бы не назвала Antwerpen-Noord неблагополучным. Вылизанным он точно не является, но прям мусор на улицах появлялся только с вечера вторника по утро среды.
Плюс сколько я не шаталась вечерами по самым злачным закоулкам, ничего маргинального не происходило. Даже good stuff никто не предложил! Дети играли на улицах, взрослые спокойно общались и занимались своими делишками. Было не очень комфортно гулять на улицах, где я оказывалась в прямом смысле белой вороной или единственной девушкой с неприкрытой головой. Но в остальном — ок.
Конечно, на фоне хипстерских райончиков Antwerpen-Noord с точки зрения архитектуры выглядит попроще, но при этом здесь сохранились много зданий XIX века и соборов, которые интересно поразглядывать.
Жалею ли я, что мы поселились в таком месте? Ни чуть. Прикольно было понаблюдать за тем, как живут разные общины. Тем более что нам они жизнь не портили.
Стоит ли здесь селиться туристу — решать каждому конкретному туристу. Но жилья на Airbnb тут сдается столько, что забукать что-то по невнимательности не сложно. Так что проверяйте район перед бронью через Neighborhood Map.
«Варламов бы это одобрил»
Смотря на Брюссель, сложно поверить, что в Бельгии могут быть комфортные для жизни города. И еще сложнее представить, что в них могут соблюдаться нормы новой урбанистики. Но такие города есть! И Антверпен хорошее тому подтверждение. Пусть даже таким он стал не так уж и давно.
Еще 30 лет назад Антверпен был грязным, неудобным и опасным портовым городом. В центре появились «мертвые зоны» и заброшки, дороги парализовали пробки, а сами бельгийцы — активно сбегали в пригороды.
В 1990-х правительство решило вмешаться в происходящее. Но не за счет разовых финансовых вливаний и пары проектов «для галочки», а за счет медленного пересмотра городской системы с привлечением урбанистов, дизайнеров и жителей самого Антверпена. Не знаю, сколько во все это вбухали денег, но во время прогулок по городу и разглядывания местности в голове постоянно крутилась мысль «Варламов бы это одобрил».
Что было сделано:
- Много зеленых зон во дворах, и на внешних улицах. Большое количество клумб и парков, которые чем-то напоминают дикие, нетронутые человеком поля и леса.
- Под каждой площадью расположен подземный паркинг, о существовании которого догадываешься далеко не в первую неделю.
- Парковки, клумбы и деревья в переулках расположены «змейкой», из-за чего машины вынуждены ехать со скоростью ниже 30 км в час, а пешеходы могут спокойно ходить по тем же дорогам.
- Заброшенные объекты, переоборудовали. На месте старого ЖД-вокзала и его путей в Antwerpen-Noord сейчас красуется гигантский современный парк Park Spoor Noord, а на месте заброшенной части доков — новомодные кварталы. В старых же верфях начали появляться хипстерские кафе и зоны для чилла.
- Дороги перепроектированы с учетом потребностей разных людей: безбарьерная среда, хорошая велоинфраструктура, достойная отдельного поста, зоны для совместного движения пешеходов, велосипедистов, общественного и личного транспорта.
- В городе невозможно за 15 минут дойти до всех необходимых мест, но зато за это время можно доехать до всего на велике. Что бельгийцы активно практикуют.
Конечно, не все идеально, и впереди еще много преобразований. Но на мой взгляд, Антверпен уже сейчас выглядит куда более удобным для жизни, нежели славящаяся этим качеством Вена. И если бы пришлось выбирать между этими двумя городами, то я бы 100% предпочла Антверпен.
Просто дайте велик и оставьте меня здесь
Есть еще одна особенность Антверпена, которая бросается в глаза с первого же дня в городе — невероятное количество бельгийцев на велосипедах.
- На городских великах местные гоняют на работу и за продуктами после нее.
- На карго-велосипедах они отвозят детей в детские сады и катают крупных питомцев.
- На шоссейниках здесь принято заниматься спортом, а на мощных электробайках — перемещаться между городами.
- Даже госслужащие юзают велики! Коммунальщики на байках с прицепами перевозят инструменты и мусор, а полиция на MTB — перекрывает улицы и сопровождает шествия.
Про курьеров я вообще молчу.
Причем ездят на великах бельгийцы всех возрастов и даже не в самую подходящую для этого погоду. Как такое возможно? Как минимум благодаря велоинфраструктуре, которая оказалась удобнее венской и даже способной составить конкуренцию нидерландской.
- Велодорожки спроектированы так, что по ним можно добраться в любую часть города. На улице или мосту может не быть тротуара для пешеходов, но точно будет велодорожка из пары полос.
- Ездить по ним удобно, даже если не знаешь город: все интуитивно понятно и предсказуемо. Не нужны даже указатели.
- Редко встречаются улицы с односторонним велодвижением, что опять таки упрощает ориентацию на местности для новичков.
- У велосипедистов на дорогах приоритет, поэтому машины пропускают их на дорогах, а пешеходы держатся подальше от велодорожек.
- Нет проблем с парковкой. Есть как открытые, так и закрытые паркинги. Как на землей, так и под ней.
- Для людей без своего вела действует удобный и подозрительно дешевый городской шеринг Velo Antwerpen.
Благодаря этому, использовать велосипед на ежедневной основе так же легко и естественно, как прогуляться по парку на своих двоих.
Velo Antwerpen: плюсы и минусы местного шеринга
Мы решили присоединиться к всеобщему велопомешательству, но покупать б/у велики ради двух месяцев смысла не видели. Остался единственный вариант — велошеринг.
В Антверпене есть два шеринга: дорогой Donkey Republic и локальный субсидируемый Velo Antwerpen. Мы собирались гонять на великах ежедневно, поэтому выбрали вариант подешевле. И ни разу не пожалели об этом.
Чем крут:
- Дофига точек с велосипедами. В городе установлено 306 станций с 4,2 тыс. байками, так что найти велосипед не сложно. Для сравнения: в велосипедизированной Вене всего 214 станций и 3 тыс. байков. При том, что по площади Вена в два раза крупнее Антверпена, а проживает в ней в 3,6 раз больше людей.
- Продуманное расположение станций. Мы много катались по городу, и ни разу не было ситуации, чтобы от станции до точки назначения нужно было идти дольше 5–7 минут.
- Нормальное состояние байков. Заметно, что за ними ухаживают и регулярно меняют износившиеся детали.
- Удобное крепление для багажа. Благодаря ему можно спокойно довезти рюкзак с ноутом или продукты из супермаркета.
- Подходят для любого роста. Как для габаритных бельгийцев, так и для коротышей типа меня. Кажется, что это естественно, но нет. В Амстердаме я не смогла покататься на городских великах, так как даже с минимально опущенной сидушкой током НЕ ДОТЯГИВАЛАСЬ ДО ПЕДАЛЕЙ.
- Есть понятная инструкция на каждой станции. Не нужно гуглить, как и что работает, или прыгать с бубном.
- Приятная цена. Абонемент на день стоит €5, на неделю — €12, а на год — всего €58. За эту цену можно гонять на велики сколько угодно раз в день.
К чему нужно быть готовым:
- В стоимость абонемента входят поездки только до 30 минут, за более длительные покатушки придётся доплатить: +€0,50 за поездки в 30–60 минут и +€1,50 — за 60–90 минут. Хотя с масштабами Антверпена 30 минут достаточно, чтобы добраться из центра в пригород.
- Велосипеды старенькие. В наборе всего три скорости, а внешний вид байков быстро выдает их возраст.
- Иногда попадаются поломанные экземпляры, но их можно сразу же сдать на той же станции и взять новый без доплаты. Главное — проверить состояние вела сразу на старте.
- Меньше станций в пригородах. Увы, но удобно бросить байк там удается нечасто: приходится пройтись 10+ минут.
- Пятиминутные паузы. Байк можно брать безлимитное количество раз, но между поездками должно пройти не меньше пяти минут.
- Велики могут закончится. В некоторых популярных локациях в байки разлетаются быстро. Специальные службы менеджерят это и активно развозят байки из переполненных станций в вот-вот опустеющие, правда, в часы-пик успевают они не всегда. Но учитывая количество станций, можно минут за 5 дойти до соседней и взять байк там.
- Карточку с годовым абонементом отправляют почтой, и доставлять ее могут до 10 дней. Это время придется пользоваться байком по дневному или недельному абонементу.
- Не вы выбираете байк, а он выбирает вас. Станция сама «говорит», под каким номером находится ваш байк. Если он вам не нравится, то можно сразу сдать его и взять другой.
Как это было у нас?
Мы использовали велики функционально, для поездок на короткие расстояния, но все равно умудрились прилично накатать. У меня за 6 недель набралось 190 км, у Юры — сильно больше.
Ездить было легко и приятно. И благодаря великам, даже простой выход на турники или в магазин превращались в приятное занятие. Теперь я понимаю, что хочу жить в городе, где также смогу пользоваться великом каждый день. Но есть нюанс: все велосипедизированные города находятся на севере Европы, климат которого не совместим с моей жизнью.
Городская «классика»: особенности системы общественного транспорта
Хоть в Антверпене сам Бог велел перемещаться на великах, в городе все же есть и классический общественный транспорт — автобусы, трамваи и метротрамы, которые объединены в единую систему De Lijn. Жирный плюс этой системы — единый проездной билет. Покупаете его и спокойно перемещаетесь по городу, миксуя разные виды транспорта под ваши нужды без каких-либо доплат. Главное — уложиться в час. Иначе придется докупить еще один.
Так как De Lijn обслуживает общественный транспорт всей Фландрии, то этот же билет можно использовать и в других городах региона. Один билет стоит €2,5, пачка из 10 штук — €17, а проездной на 24 часа — €7,5. Дети до 6 лет ездят бесплатно, но их должен сопровождать кто-то старше 12 лет. Купить билеты можно на сайте, в приложении De Lijn, а также в специальных автоматах на станциях метро. Или можно вообще ничего не покупать — просто приложить банковскую карту к специальному валидатору уже во время поездки.
Наши наблюдения:
- У De Lijn норм интеграция с гугл-картами, поэтому через них можно построить сложный маршрут с пересадками и даже посмотреть, через сколько минут приедет нужный автобус/трамвай/метро.
- Общественный транспорт объединен настолько, что зачастую весь гоняет по одной полосе.
- На станциях метро чисто и играет классическая музыка.
- Система покупки билетов в автоматах интуитивно понятная. Парижскому метро такое и не снилось.
- Метротрамы частично ходят по «классической» схеме, частично — по нью-йоркской (по одной линии могут проходить поезда с 4 разных маршрутов).
- В теории транспорт двигается по расписанию, но случаются задержки. Нам «повезло» ждать нужный метротрам 24 минуты. В гугл-картах задержка отображалась, так что была возможность перестроить маршрут и поехать на другом поезде, но мы ей, конечно же, не воспользовались.
- Общественный транспорт активно юзают эмигранты. А именно группы из женщин с детьми в колясках, старики и толпы школьников. Бельгийцы же будто бы выбирают для себя передвижение на великах. Причем даже женщины с маленькими детьми, так и пенсионеры.
В целом местная система общественного транспорта мне показалась удобной, интуитивно понятной и приятной. За это лайк. Но как бы она ни была хороша, это все еще перемещение с незнакомыми людьми в замкнутом пространстве. Мало кайфового. Особенно в час пик. Именно поэтому за два месяца в Антверпене на общественном транспорте мы прокатились лишь трижды. И то вынужденно. Все остальное время передвигались на байках Velo Antwerpen.