Гид по компенсациям за задержки, отмены авиарейсов и отказы в посадке

Представьте: вы планируете отпуск или переезд, собираете чемоданы, волнуетесь, и вдруг — задержка рейса или, что еще хуже, его отмена или отказ в посадке. Паника нарастает, планы рушатся, и единственный вопрос: что делать? Не все так трагично, как кажется на первый взгляд. В мире авиаперевозок существует целая система защиты прав пассажиров. Однако важно понимать: получение компенсации — это не автоматический процесс, иногда за нее нужно побороться.

Разберемся в том, как отстоять свои права.

Что делать, если задержали или отменили рейс

Правовая основа защиты пассажиров

Права авиапассажиров, увы, защищены не везде. Самый «мощный» документ действует в ЕС.

🇪🇺 Европейский Союз

  • Регламент ЕС261/2004 распространяется на страны ЕС, а также Исландию, Норвегию и Швейцарию.
  • Компенсации от €250 до €600 в зависимости от обстоятельств.

🇬🇧 Великобритания

  • После Brexit введен собственный аналогичный закон UK261.
  • Принципы защиты прав пассажиров (как в регламенте ЕС) сохранены.

🇺🇸 США

  • Нет федерального законодательства о компенсациях для авиапассажиров. Однако многие штаты имеют свои собственные законы, которые предоставляют дополнительную защиту пассажирам. Например, на внутренних (по США) рейсах пассажиры могут получить до 775 долларов за задержку на 1-2 часа, а на международных — за задержку от 1 до 4 часов. При более длительных задержках сумма может вырасти до 1550 долларов.
  • Часто пассажирам положены бесплатные напитки и еду при задержке более 2 часов.
  • У авиакомпаний есть собственные правила компенсаций, которые могут включать ваучеры на будущие полеты, мили или другие бонусы.

🇨🇦 Канада

  • Конкретные суммы и условия могут меняться в зависимости от авиакомпании и применимого законодательства. Однако часто канадские авиаперевозчики предлагают от 900 канадских долларов при задержке менее 6 часов и до 2400 канадских долларов при задержке 9 часов и более.

Мировой уровень

Монреальская конвенция объединяет более 130 стран, в том числе США и Евросоюз, однако, этот документ преимущественно регулирует вопросы, связанные с багажом.

Условия получения денежной компенсации по регламенту ЕС261

Для получения денежной компенсации должны быть выполнены общие условия. В частности, вы не приняли ваучер авиакомпании, если его предлагали, вовремя прошли регистрацию (минимум за 45 минут до вылета), рейс не был отменен или задержан из-за чрезвычайных обстоятельств, вы должны были вылететь из Европы (ЕС, Исландии, Норвегии или Швейцарии) и лететь в одну из ее стран европейской авиакомпанией. Также важно, чтобы срок давности не истек (в разных странах он разный, например, в Швеции он достигает 10 лет, а в Португалии — три).

🔎
Нюанс: рейс должен соответствовать одному из условий: либо вылет из аэропорта ЕС, Исландии, Норвегии или Швейцарии, либо выполнен европейской авиакомпанией.

Кстати, гражданство и место жительства пассажира не имеют значения.

Чрезвычайные обстоятельства

Обстоятельства, исключающие компенсацию:

  • Неблагоприятные метеорологические условия
  • Сбои в работе аэропортового радара
  • Политическая нестабильность
  • Угрозы безопасности
  • Забастовки

Основания для компенсации

1. Задержка прибытия

  • Опоздание более чем на 3 часа.
  • Пропуск стыковочного рейса с общей задержкой свыше 3 часов.

2. Отмена рейса

  • Авиакомпания не предупредила вас об этом за 14 дней до вылета.

3. Овербукинг

  • Продажа большего количества билетов, чем мест в самолете.

Таблица компенсаций за задержку рейса по регламенту ЕС261

Расстояние полета

< 3 часов

3-4 часа

> 4 часов

До 1500 км

-

€250

€250

Внутренние рейсы ЕС > 1500 км

-

€400

€400

Международные 1500-3500 км

-

€400

€400

Международные > 3500 км

-

€300

€600

Дополнительные услуги при задержке по регламенту ЕС261

  • После 2 часов задержки: бесплатные еда и напитки.
  • После 5 часов задержки: возможность возврата денег за билет (частично или полностью).
  • При длительной дневной задержке (> 8 часов): размещение в отеле с трансфером.
  • При длительной ночной задержке (> 6 часов): размещение в отеле с трансфером.

Таблица компенсаций при отмене рейса по регламенту ЕС261

Расстояние полета

< 2 часов

2-3 часа

3-4 часа

> 4 часов

Не вылетал

До 1500 км

€125

€250

€250

€250

€250

Внутренние рейсы ЕС > 1500 км

€200

€200

€400

€400

€400

Международные 1500-3500 км

€200

€200

€400

€400

€400

Международные > 3500 км

€300

€300

€300

€600

€600

Обязанности авиакомпании при отмене рейса по регламенту ЕС261

Если рейс отменен, перевозчик обязан либо вернуть деньги за билет, либо предоставить другой борт, который доставит вас в пункт назначения.

Если рейс отменен после длительной задержки, то действуют правила о задержках перелетов. Например, авиакомпания может обеспечить питание и отель, если вы вынуждены ожидать следующего рейса.

Как получить компенсацию

Самостоятельный путь

  • Вам потребуется собрать документы (посадочный талон, электронный билет, подтверждение бронирования, чеки, подтверждающие дополнительные расходы (например, за питание или проживание в гостинице), любые другие документы, которые могут подтвердить факт задержки или отмены рейса и причиненные вам неудобства).
  • Затем обратитесь в авиакомпанию: напишите официальное письмо или заполните онлайн-форму на сайте авиакомпании с требованием компенсации, приложите копии всех необходимых документов, опишите подробно ситуацию, указав дату и время рейса, причину задержки или отмены, а также понесенные вами убытки.
  • Если авиакомпания откажет в выплате компенсации или предложит условия, которые вам не подходят, вы можете обратиться в суд. Для этого подготовьте исковое заявление, оплатите государственную пошлину, соберите все необходимые доказательства и будьте готовы к длительному судебному процессу.

Профессиональная помощь

Специализированные сервисы (например, Flightright, AirHelp):

  • Бесплатная первичная оценка шансов.
  • Комиссия около 35% от компенсации.
  • Полное сопровождение дела.

Что делать, если вам отказали в посадке

Отказ в посадке происходит, когда пассажира не допускают на рейс, несмотря на наличие билета. Чаще всего это случается из-за овербукинга — стратегии авиакомпаний по максимизации прибыли, когда продается больше билетов, чем есть мест в самолете.

Два типа отказа: добровольный и недобровольный

Добровольный отказ

Авиакомпания предлагает пассажирам добровольно уступить место в обмен на компенсацию. Это может быть:

  • Денежная выплата.
  • Бонусные мили.
  • Бесплатный перелет.
  • Другие бонусы.

Недобровольный отказ

Если никто не соглашается добровольно сдать место, авиакомпания может принудительно снять с рейса определенных пассажиров.

Компенсация за отказ в посадке

Положена компенсация

Не положена компенсация

Излишнее бронирование. Если на рейс продано больше билетов, чем мест, и вам отказали в посадке. В таком случае положена компенсация и/или перебронирование на другой рейс.

Проблемы с документами. Например, вам могут отказать в посадке (без компенсации и/или пересадки на другой рейс), если у вас истек «срок годности» паспорта (или вот-вот истечет), есть ошибки в билете (неправильно написано имя, фамилия и т.д.), неправильно оформлена виза и т.п.

Изменение класса воздушного судна. Если самолет заменили на меньший, что привело к отказу в посадке, и ситуация находилась в зоне контроля авиакомпании.

Ограничения и запреты на поездки. Например, если вам отказано в посадке из-за национальных или международных ограничений, установленных правительствами, которые авиакомпания не может контролировать.

Отсутствие экипажа. Например, если рейс не состоялся из-за нехватки членов экипажа, что является ответственностью авиакомпании.

Проблемы с поведением. Например, если вы ведете себя неадекватно, проявляете агрессию, находитесь в состоянии алкогольного опьянения, отказываетесь следовать инструкциям экипажа, угрожаете безопасности рейса.

Вес и баланс. Например, если отказ в посадке связан с неправильным планированием авиакомпании: ошибка в распределении веса багажа или пассажиров.

Вес и баланс. Например, если отказ в посадке вызван внешними непредсказуемыми факторами, такими как плохие погодные условия, влияющие на безопасность полета.


Проблемы со здоровьем. Например, если у вас выявлены симптомы серьезных инфекционных заболеваний (туберкулез, корь, свинка) или не предоставлена необходимая медицинская справка при поздней беременности.


Проблемы безопасности. Например, если вы находитесь в черном списке авиакомпаний, у вас обнаружены опасные предметы (оружие, взрывчатка), или вы ведете себя агрессивно, угрожая экипажу или другим пассажирам.

Алгоритм действий при отказе в посадке

1. Оцените предложение: Если просят добровольцев, тщательно обдумайте условия компенсации.

2. Соберите документы:

  • Посадочный талон
  • Квитанции о бронировании
  • Другие подтверждающие документы

3. Выясните причину: попросите письменное объяснение причины отказа.

4. Определитесь с опциями:

  • Перебронирование рейса.
  • Возврат средств.

5. Требуйте компенсации:

  • Купоны на еду.
  • Размещение в отеле.
  • Транспорт.
  • Возмещение дополнительных расходов.

Как получить компенсацию

Срок подачи жалобы: обычно до 3 лет после инцидента.

Способ подачи:

  • Письмо авиакомпании.
  • Электронное обращение через сайт перевозчика.
  • Подробное описание ситуации с приложением документов.
Важно: компенсация полагается только при недобровольном отказе из-за сверхбронирования. Размер компенсации зависит от дальности перелета и места происшествия. Кроме того, можно выбрать между изменением маршрута и возвратом стоимости билета.