В воскресенье утром позвонила мама с непонятными вопросами: «Ты закрыл окна? А двери?» Странная, она же прекрасно знает: там, где я живу, закрывается только курятник, и то по ночам.

Тревога оказалась не то что ложной, но не особо тревожной, а даже обыденной. Просто из тюрьмы в моей деревне опять сбежали заключенные. На этот раз сразу пятеро, да еще и особо опасных.

Кто читал мои опусы о переезде, может вспомнить, что я купил дом в старой (ей 1054 года) португальской деревне, главная достопримечательность которой — тюрьма. Ну а чтобы заключенным было чем себя занять, тюрьма владеет прекрасными виноградниками и ежегодно продает несколько тысяч бутылок марочного вина с этикеткой «Сделано в тюрьме Алкоэнтре».

Где жить в Португалии
Призовые вина из тюремных угодий

Найти в продаже эти бутылки совсем непросто, что побудило меня пуститься во все тяжкие — я немного подворовал в августе тюремного винограда с их несметных угодий. Вино теперь пробую делать сам, и если получится, обещаю обязательно упомянуть родную тюрьму на этикетке.

вина Португалии
Готовим вино из тюремного винограда

Так вот, вернусь к побегу. Кто читал мой рассказ о переезде, помнит, что буквально через месяц после начала жизни тут, мое спокойное деревенское утро прервала оглушительная сирена, которая оповещает местных сонных жителей, что возможно стоит запереть двери. Или, наоборот, распахнуть настежь, если, например, вы ищете приключений или дешевую/бесплатную рабочую силу. Но такое, кажется, в голову приходит только мне.

Эмиграция и жизнь в португальской деревне. Часть 2
Как я семь месяцев покупал родовое поместье и уместил жизнь всего в три чемодана

Побеги из местной тюрьмы — событие не редкое. Самый громкий побег здесь был в далеком 1978 году, когда 124 заключенных — половина всех арестантов, утекли, сделав подкоп. А тюремная администрация даже ничего и не заметила, пока ей не сболтнул один из заключенных.

Самый скандальный тюремный побег в Португалии — из нашей тюрьмы в июле 1978:

В эти выходные пятеро опасных беглецов ничего не копали, они просто перелезли через забор, использовав лестницу и веревку, а затем перебрались и через стену. Снаружи их ждали машины с сообщниками. Вышки наблюдения в нашей тюрьме уже десять лет как не используются, а охраняет 500 заключенных всего 20 охранников.

Вообще мне сложно представить, как можно угодить в местную тюрьму — у португальцев настолько расслабленные нравы, что представить их в какой-то форме агрессии – надо напрячь фантазию. Да и тюрьма (а это именно она, а не колония) тут хоть с виду выглядит грозно: высокие стены, решетки и колючая проволока и вышки (на которых никого нет), но по факту я также наблюдал заключенных играющих на огромном футбольном поле, и слышал о тюремном меню с вином пару раз в день.

И вот последние несколько дней наша деревня напоминает симпозиум слетевшихся журналистов, а бедные местные жители перебежками двигаются по местности, прижимаясь к столетним стенам, лишь бы не попасть в камеры репортеров и операторов.

0:00
/

А я пока пробую приготовить вино из того самого тюремного винограда, который регулярно выигрывает призовые места. На прошлой неделе виноград прошел первую ферментацию, а в воскресенье, пока сбежавшие заключенные с сообщниками были уже вдалеке от родной деревни, я давил сок из перебродившей виноградной массы и ставил 50 литров на вторую, медленную ферментацию. Зимой сниму первую пробу и расскажу и покажу вам, что из этого вышло.

Процесс изтотовления вина проходит под пристальным контролем кота