Репортаж основателя когда-то крупнейшего русского визового агентства в США из его поездки в старый офис
Всю прошлую неделю я провел в Штатах – пришло время ежегодного визита к родителям и друзьям, а также навестить свой старый американский офис. После почти двух лет деревенской жизни в Португалии, Америка сразу влепила мне мощную оплеуху из потока сконцентрированной энергии, спешащих куда-то толп, орущих из радио или телеящиков обозревателей и гигантомании во всем: огромные машины неслись по широким полосам (в Португалии дорожные полосы и парковочные места на 25% уже), а толпы в магазинах суетливо набивали тележки размера XL продуктами такого же размера. Даже в тиндере меня закидали таким количеством лайков в первый же вечер, что получив приступ панической атаки, я тут же принудительно закрыл приложение и спрятал телефон куда подальше.
Да, узнаю мою родную Америку, от которой я сбежал два года назад в тихую и сонную Португалию, где вообще все меньше, милее и сильно допотопнее. Эти два мира несравнимы, а мне дико повезло, что я сумел познать их обоих.
Наш старый американский офис раньше занимал два этажа купленного под него и с размахом отреставрированного дома в историческом центре Атланты. Раньше по нему суетливо бегали русские, украинские, американские и бразильские сотрудники. Мы много чем занимались, но основной доход приносили визы в Россию. Когда-то, в уже теперь далеких 90-х я выстроил бизнес так, что мы оформляли львиную долю виз из США в Россию, попасть куда мечтали хоть раз в жизни все уважающие себя американцы с действующим паспортом. Да, паспорт в Америке нужен только для международных перелетов, для повседневной жизни главный документ тут — водительские права.
Все изменилось 24 февраля два года назад: визы в Россию в одночасье превратились в никому не нужные фантики, а сама Россия для американцев — в зловещую и огромную версию Северной Кореи. В первые месяцы постоянно звонил телефон, но это были не клиенты — возмущенные американцы выкрикивали ругательства и страшные пожелания, а потом кидали трубки.
Помню, что утром 25 февраля я поехал в мэрию менять название корпорации. Наш бренд и название компании с 30-летней историей всегда считались крутыми — но только до 24 февраля 2022 года. За звонкий домен, который соответствовал названию фирмы я заплатил $10 тысяч еще в начале нулевых, и тогда это была редкая удача. Но сейчас наше GoToRussia.com из модного бренда превратилось в нецензурное выражение. Особенно неприятно это было лично мне — гражданину Украины, поэтому следующие 6 месяцев мы делали то, что приличные русские в России не могли себе позволить: превратили бывшую пророссийскую компанию в офис фонда Atlanta for Ukraine. Коробки с вещами и конверты с деньгами американцы везли ежедневно, ими был заставлен весь офис, а наши русские сотрудники сортировали и паковали гуманитарку перед ее отправкой в Украину.
Но все это сегодня уже тоже в прошлом. Сейчас в атлантском офисе тихо, он переехал в новое место, стал заметно меньше, и работает здесь всего двое сотрудников из некогда огромного бойкого штата. Ускорение американских паспортов, легализация документов, апостили и визы – весь нынешний набор услуг не может тягаться с российскими визами, полсотни которых оформлялось ежедневно всего лет 10 назад. При заходе на старый сайт Go To Russia висит невеселое приветствие, поясняющее, что теперь мы призываем NOT to go to Russia и понятно кого поддерживаем.
Но желающие оформить визы в Россию полностью не исчезли: их реально мало, но все они довольно яркие персонажи.
Вот такой пестрый набор звонит в наш офис за возможностью попасть в Россию сегодня:
1. Переехавшие в 90-х бывшие российские граждане, у которых давно уже нет российских паспортов, но остались престарелые родители, которых надо навещать. Ну с этими все понятно, у них особо нет выбора.
2. Американские мужья русских жен, которых они привезли в Америку лет 20 назад, и которые регулярно ездят в Россию навещать семью, везут баулы подарков из Walmart, и зачастую тащат мужей паровозиком. Вот эти дядечки и звонят или приходят с угнетенным видом, предвкушая две праздничные недели в декабре где-то в Серпухове в двушке с любимой женой и ее родителями.
4. Воинствующие трамписты, которые хотят с оружием в руках защищать демократию на стороне России. No comment.
5. Вариация предыдущей категории, только забавней: эти пишут нам, уверенные, что обращаются в российское посольство. Пишут они обычно на имя президента Путина. В пространных двустраничных опусах они расписывают свою обиду и разочарование либеральной Америкой, упадком ценностей и нежеланием оставаться американскими гражданами. Они восхищены российским президентом, его силой, стойкостью и человеколюбием, обожают русский народ, Пушкина, Сталина, Петра I, собираются отказаться от своего гражданства и просят доброго Владимира Владимировича выдать им гражданство. А ещё иногда они информируют российского президента, что владеют ценной секретной информацией, которая точно пригодится российскому народу в его войне с Украиной, и готовы ей поделиться.
Если раньше чудики из последней категории были довольно редки, то теперь они точно где-то плодятся. Желающих заменить американский паспорт на российский – достаточно, хотя я сомневаюсь, что многие из них в конце концов доезжают до обожаемой ими России.
.
Работая на прошлой неделе из атлантского офиса, я кажется понял возможную причину массового клонирования американских обожателей современной России. В конце лета Путин подписал очередной зашкварный закон, который прямо приглашал всех патриотов России и её традиционных ценностей эмигрировать, и обещал быстрый РВП (разрешение на временное проживание, или ВНЖ) по ускоренной и упрощенной процедуре. Для настоящих патриотов России отменили экзамен русского языка и истории России, а подаваться стало возможным прямо по приезду.
Виза, по которой патриотам предлагается переехать, называется «Частная виза для лиц, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности». Вот вам вольная выдержка из чудо-закона:
Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие переехать в Россию для проживания из государств их гражданской принадлежности по мотивам непринятия политики, навязывающей деструктивные неолиберальные идеологические установки, противоречащие традиционным российским духовно-нравственным ценностям, смогут получить разрешение на временное проживание в упрощенном порядке (вне квоты), а также без подтверждения знаний русского языка, истории России и основа законодательства РФ.
Для тех, кто в сомнении качает головой, я специально подготовил ссылку на сам закон.
Виза не особо отличается от стандартной частной визы, которая существовала и раньше, но есть деталь: кандидату нужно также подписать особое заявление, где он подтверждает, что несогласен с навязываемыми ему деструктивными идеалогическими установками и желает придерживаться других, традиционных ценностей, которые теперь он знает где найти. Понятное дело, что подписанное заявление с такими вот совершенно недвусмысленными формулировками будет подшито в папочку иностранного гражданина, и если вдруг он передумает, то может быть обнародовано на его безнравственной родине.
Сколько новых патриотов уже переехало из недружественных стран в Россию по этой визе? Сложно сказать, её ввели только пару месяцев назад и ещё не все консульства России в недружественных (тех, которые поддерживают Украину) странах ее выдают, но желающие явно возбудились и уже пакуют чемоданы.
Я навскидку проверил странички посольств РФ разных недружественных стран и нашел, что визу уже оформляют в Италии, Австралии, Швейцарии и Новой Зеландии, а также в ряде других российских консульств.
Вчера был мой последний день в офисе в Атланте. Сегодня уже лечу домой в свою отсталую деревенскую Португалию. Незадолго до закрытия, в офис подошел старый клиент. За последние десять лет он сменил трех русских жен, но его лояльность России осталась незыблемой — в паспорте были штук пять откатанных российских мультивиз. Однако вчера он пришел узнать про визу патриота традиционных российских ценностей. И кажется, он идеальный кандидат.
Впереди — суровая российская зима, а если повезет, то может и заветная новая жена. Главное — не терять веру.