Это лето для нас было летом больниц. За 4 года жизни в Португалии мы-таки испытали местную систему здравоохранения на себе. В этой статье расскажу, как показала себя медицина в Португалии.
Обычно мы не часто ходим к врачам (тьфу-тьфу?) — чаще всего это связано с классическим чекапом или экстренной проблемой. В Китае мы ни разу не обращались в больницы (только кипяточек!), просто наблюдали за здоровьем при возвращении в РФ раз в год и нам было достаточно. Теперь же мы постоянно живём в Португалии, и если что-то болит или тревожит, то нужно лечить здесь.
Где лечиться
В Португалии, как и в других странах, есть государственные и частные больницы. Частной могут пользоваться все — платишь денежки и лечишься. А вот для использования бесплатной государственной помощи необходимо получить специальный номер SNS (Número de utente do SNS). Нам повезло быстро получить эти номера, так как во время пандемии их выдавали всем и сразу (на нас даже наругались, что мы не пришли получать их раньше — ковид же вокруг!).
Сейчас SNS номер выдается только резидентам Португалии с ВНЖ на руках. Заявка подается в Centro de Saude по адресу прописки на карточке резидента (а не контракта аренды!). Но я рекомендую не откладывать этот этап и пробовать получить этот номер и до получения карты резидента, возможно, где-то прокатит наличие Manifestações или визы D. С SNS номером вы сможете бесплатно обслуживаться в государственной больнице и получать скидки на медикаменты по рецепту.
Цены на медицину в Португалии
Наш опыт посещения государственной больницы был всегда через экстренную помощь — Urgência. Мы самостоятельно туда приезжали, объясняли проблему, ждали от 15 минут до 6 часов, сдавали анализы и получали рецепт на медикаменты со скидкой до 50%. Потом на email приходил чек за услуги от €120 до €300, но эта сумма была полностью покрыта номером SNS.
К профильным врачам и стоматологию мы обращались только в частные клиники. Без страховки чистка зубов и осмотр стоматолога обходились в €50-70, консультация врача €60.
После оформления плана по здоровью Medis light+Dental за €15 в месяц на человека (читайте про сравнение страховок в Португалии) любое посещение профильного врача стоит €30, а поход к стоматологу всего €3. Ещё в стоматологию бесплатно включены 2 чистки в год, 3 пломбы и еще список процедур. Также они дают фиксированные цены на анализы, рентген и другие базовые услуги, но все что не входит в данный план оплачивается полностью. Например, когда мы делали МРТ ноги за €250, страховка дала нам только скидку в 10%.
Сервис
Посетив разные мед учреждения, я не заметил сильной разницы в сервисе в гос учреждениях и частных клиниках. Бывало даже, что в государственных больницах сервис был намного качественнее и приятнее, чем в частной.
Один раз после 3 часов ожидания в скорой я увидел, что по коридорам начал ходить работник больницы с тележкой еды. Он проверял у всех браслеты с временем и давал еду тем, кто находится в больнице более 3-х часов. Можно было попросить кофе-чай, булочку с маслом и кашу.
Все врачи и мед персонал говорят на английском во всех мед учреждениях. Только один раз на регистрации пришлось решать вопросики на португальском, но и там быстро нашли помощь. Все врачи Португалии легко гуглятся и можно посмотреть их опыт работы и образование, а также узнать в каких больницах они работают — чаще всего и в гос, и в частной одновременно.
Поход к ЛОРу
У меня был очень сильный кашель, из-за которого мы решили срочно обратиться в скорую. Там я прождал 6 часов, получил диагноз “аллергия” и рецепт на лекарства.
Лечение не помогало, и я решил обратиться к частному ЛОРу. Мы позвонили в клинику и меня записали в тот же день через несколько часов.
В кабинете меня ждал дедушка лет 70-ти, и я сначала усомнился в актуальности его методов. Однако уже через 10 минут он заявил, что молодой врач в скорой поставил мне совсем неправильный диагноз. Дедуля выписал лекарства, которые помогли мне восстановиться уже через 3 дня.
При этом весь прием он шутил и поддерживал меня, сказал, что мои гланды сейчас выглядят, как Мадейра — неровные. Выписывая антибиотики, он уточнил, что они совместимы с приемом понши (без льда). В конце он сказал, что надеется больше меня тут не увидеть, так как уверен, что лечение снова сделает меня здоровым человеком.
Время обслуживания
К сожалению, время обслуживания оставляет желать лучшего. И это не зависит от статуса учреждения, т.к в частных клиниках иногда тоже приходится ждать.
В государственной больнице в отделении скорой помощи пациентам выдают браслет определенного цвета, по которому примерно определяется приоритет и время ожидания — от 10 минут до 2-х часов. Фактически время ожидания зависит только от специализации и загруженности врачей. Например, один раз Лера ждала прием в скорой всего 15 минут, а я ждал консультацию терапевта 4 часа, хотя у нас были браслеты одного цвета.
Для записи к профильному врачу нужно пройти через консультацию семейного доктора в поликлинике, и тогда он сможет записать вас на прием к профильному. Это может затянуться на месяцы, так как очереди двигаются очень непредсказуемо. Леру записали к семейному врачу на той же неделе для получения справки для водительских прав, но в день приема перезвонили и сказали, что врач сможет принять ее только через месяц.
Чтобы не ждать профильных врачей, мы оформили страховку и надеялись быстро записываться к нужным врачам, но это оказалось тоже не так просто. Пару раз нам повезло и нас записывали через 1-3 дня, но обычно все равно приходится ждать от 1 до 3 недель.
Запись на бесплатный МРТ в государственной больнице займет несколько месяцев, но и в частной нам пришлось ждать 10 дней до обследования, а потом еще неделю результат.
Другой случай. В начале июля я быстро записался и обследовался у офтальмолога. Мне нужно было измерить внутриглазное давление, но сам врач почему-то не мог этого сделать и нужно было записываться к другому специалисту. Этот специалист на тот момент был в отпуске, поэтому мне сказали ждать звонка. В итоге каждый месяц я звоню сам, но мне снова и снова говорят ждать. Чтож, до сих пор ждем.
Мы стараемся миксовать государственную и частную медицину, чтобы уменьшить время обслуживания и получить результат. Скоро, вероятно, задумаемся над более дорогой страховкой для покрытия всех расходов на мед обслуживание, чтобы не платить за самые непредвиденные ситуации.