Решение об иммиграции часто принимается с надеждой на лучшую жизнь, новые возможности и яркие впечатления. Мы представляем себе идеальную картину: солнечные пляжи, дружелюбные соседи, захватывающая карьера в международной компании. Однако реальность иммиграции нередко оказывается сложнее и многограннее, чем мы ожидаем.
В этой подборке историй мы расскажем о людях, чьи решения об иммиграции были приняты на эмоциях, без достаточной подготовки и анализа. Каждая история — это не только рассказ о трудностях, но и ценный опыт, показывающий важность тщательного планирования и реалистичного подхода к иммиграции.
Тим, Казахстан
Я уехал в Казахстан осенью 2022 года. Тогда, вы, наверное, помните, кругом была паника. Билетов на самолеты, поезда и даже автобусы практически не было, а то, что было стоило космических денег.
Конечно, я тоже паниковал. Листал чаты, смотрел ролики, читал новости — и буквально пропитывался тревогой. Поэтому принял ошибочное решение — уехать на мотоцикле. Он уже стоял на зимовке, подготовленный и укутанный в чехол.
Мое решение, принятое на эмоциях, было ошибочным, потому что в конечном итоге я остался без мотоцикла, и это, чего греха таить, мне немного обидно. Я проехал на своей «Хонде» тысячи километров — не только до Казахстана, но и просто путешествуя. Мотоцикл мне был как родной.
Как я лишился своего двухколесного «друга»? Очень просто. Прожив несколько месяцев в Казахстане, я решил двигаться дальше, но забрать «Хонду» с собой я не мог. Перевозка такого груза — дело сложное и дорогое. На конец 2022 года переместить такой транспорт в Россию, под присмотр родных, стоило 180 тыс. рублей. Поэтому просто оставил его на попечение местных, у которых снимал жилье. Пришлось довериться.
В целом, когда эмоции улеглись, и я мог рассуждать трезво, я понял, что ехать на мотоцикле было не нужно. У меня была возможность купить билет и доехать до границы на автобусе (до нее ехать несколько часов), а там уже на такси и общественном транспорте. Финансово это было бы выгоднее.
История с «Хондой» закончилась относительно позитивно. Мой друг, заядлый байкер, прилетел из России, забрал мотоцикл… и в итоге выкупил его, что не так уж и плохо.
Кирилл, Турция
Сразу скажу, что я не очень опытен в вопросах эмиграции, а о Стамбуле знал только по урокам истории, картинкам в интернете и картам.
Моя ошибка, возможно, не была критичной, но оказалась весьма неприятной. Итак, мой план был незайтелив: прилететь в Стамбул, получить икамет (ВНЖ), сняв квартиру, и жить себе припеваючи.
Для поиска жилья на долгий срок я решил воспользоваться нетворкингом. Идея была проста: познакомиться с хозяином временной квартиры, подружиться с ним и попросить о помощи в поиске постоянного жилья. На практике это почти сработало. Мы действительно подружились, и хозяин, который говорил на турецком и английском, был готов помочь мне договориться о долгосрочной аренде.
Несмотря на то, что в Стамбуле можно было найти практически любое жилье, возникла проблема, из-за которой весь мой план провалился. Власти начали отказывать в ВНЖ по аренде недвижимости, и у меня не оставалось другого выхода, кроме как купить билет в следующую страну и уехать.
Кроме того, Стамбул оказался для меня сложным городом. Первое время я жил в азиатской части, где легко можно было сэкономить на бытовых вещах, но при этом не просесть в качестве жизни. Затем я арендовал жилье в западной (европейской) части, но это был сырой подвал, где была такая влажность, что размокала туалетная бумага. К тому же, жизнь в этой части города оказалась дорогой — скромный обед в небольшом ресторане центра из двух блюд и бокала пива стоил 50 евро. Чтобы не разориться, каждое утро я шел 40 минут до парома, чтобы переплыть в азиатскую часть, где работал в Starbucks, и ел в местных кафе.
Алексей, Португалия
В моей иммиграции было много ошибок, но это нормально — я даже не знаю, у кого все проходило четко по намеченному плану. В целом, я ничего особо и не планировал: я переезжал в португальскую деревню, в дом, который покупал практически по интернету, без личного присутствия. Но у меня была чуйка, что все будет хорошо, и я не особо волновался. Конечно, первая западня произошла с языком — все сайты и помогаторы твердят, что в Португалии на английском говорят практически везде. Но они явно имеют в виду «практически везде в Лиссабоне и Порту». А я переезжал в настоящую португальскую деревню. Но ничего, теперь хотя бы мне еще долго не светит альцгеймер, т.к. тренировать свой мозг изучением португальского я буду до самой старости!
Свою самую большую глупость в Португалии я совершил буквально через день после приезда. Мне нужно было срочно купить машину, чтобы уже завтра поехать на заключение сделки к нотариусу и оттуда в мой новый дом в деревне. Машины я вожу лет с 16, но особо близких отношений с ними никогда не имел. Наши отношения проще охарактеризовать условно-договорными: я вовремя меняю ей масло, а она меня уверенно довозит куда надо без всяких там проблем. Поэтому покупка машины за одни сутки в Португалии стала моим первым настоящим стрессом во вроде бы свободной от стресса стране. Сразу забегу вперед — рассказы про беззаботную Португалию — тоже байки. Она беззаботная для местных, а вы будете потеть от иммигрантского стресса даже в прохладно-дождливые зимние денечки.
Так вот, первые полдня у меня ушло на поиски правильного (и единственного в Португалии) сайта для покупки и продажи машин. Дальше были потуги выбора правильной машины для деревни. Большие машины я не люблю, мне в них неуютно. И аппетит у них тоже нехилый, особенно с недешевым португальским бензином. Совсем маленькая для деревни будет бесполезной, рассуждал я — деревня это же грязь и непроходимые дороги. Ну или менее проходимые. Во всяком случае именно так я себе представлял местную деревню. Гугл подсказывал, что за меньше чем 20,000 евро у меня был не особо большой выбор и из 2–3 подходящих моделей я выбрал Renault Captur. Почти сразу же я наткнулся на почти новенький (12 000 км, хотя и 2018 года) Captur всего за 15 000 евро. При этом, все его собратья с подобными характеристиками стоили тысячи на две-три больше. Вызвав такси, я помчал за своей первой португальской машиной.
Местные автосалоны называются Stands. Это могут быть как огромные дилерства на сотни машин, так и маленькие стояночки на несколько автомобилей. Мой вариант был ближе ко второму: в 40 минутах от Лиссабона, в какой-то местной деревеньке стояли 10 машин, и среди них — мой будущий «внедорожник».
Признаваться в том, что в машинах я полный лох не очень-то хотелось, поэтому я с брезгливо-безразличным видом обошел машину, зачем-то постучал ногой по колесам и попросил единственного сотрудника и одновременно хозяина этого «салона» открыть капот. Кроме как оценить уровень жидкостей в баках и проверить свежее ли масло, я больше ничего не мог, поэтому этим и ограничился. Под капотом все выглядело чище и новее, чем в лаборатории, и придраться было не к чему, да я и не собирался. Мне все равно нужна была машина завтра, и второго варианта я не подготовил. Пришло время для тест-драйва. Я сел за руль, рядом примостился хозяин салона, и в ближайшие 5 минут мне нужно было оценить машину. Ну, машина как машина: ехала нормально, фары работали, поворотники тоже :) Внутри было пустовато: ни радио, ни видео-панели — хозяин обещал, что поставит панель через пару недель, она уже летела из Китая. Круиз контроля и таких мелочей, как зарядок тоже не было, но это меня не беспокоило, как и ручная трансмиссия. И тут я вспомнил, что не проверил кондиционер. Кнопочек никаких я не нашел, но зато увидел тумблер с регулировкой воздуха и панель с синей и красной половинкой. Ну, все же знают, что синяя – это холодный воздух, а красная – теплый. Я до конца задвинул тумблер в синюю сторону и на меня резко подул прохладный воздух. Или холодный. В общем, все работало, в машине стало свежо. В принципе, ни о чем больше я не вспомнил и вернувшись в салон, мы принялись оформлять сделку.
На следующий день в Португалии было жарковато. Кажется, это было 1 марта, а температура тут может скакать удивительным образом: днем на солнце в самом начале весны запросто можно загорать при 23 градусах, а ночью все опускается до 10. В предыдущий день было прохладно, а вот тут как-то резко распогодилось. Я врубил свой «кондиционер» до самого конца, и в машине сразу стало шумно от звука вентилятора на полной мощности. Но холоднее только не стало. Воздух разгонялся, но он был теплый, нагретый жарким мартовским португальским солнцем. Я проверил — да, все правильно, стрелочка синяя, значит холодный. Но воздух был теплый.
На мое сообщение в WhatsApp дилеру с вопросом как включить кондиционер он ответил «Какой кондиционер?». Ну, надеюсь вы уже тоже все поняли, как понял и я, потратив 15000 евро на машину с ручной трансмиссией, пустой внутри и без кондиционера. Кстати, единственную такую в Португалии! Да, когда я пытался через год купить новую в автосалоне, скинув эту, сотрудники ходили на нее смотреть как на трехголового ребенка — оказывается, такая разновидность этой модели в Португалии присутствовала в единственном экземпляре. И поэтому больше чем 9000 евро мне за такую особенную машину никто не предлагал :)
Вот такой откровенной глупостью я начал свою португальскую иммиграцию.
Ольга, Черногория
До переезда в 2023 году я уже бывала на отдыхе в Черногории. Тогда это место казалось раем: потрясающий климат, сумасбродная природа, доброжелательные местные и вкусные продукты. Когда встал вопрос об иммиграции, я, не проведя тщательного анализа, выбрала Черногорию в качестве нового дома. Ну разве там может быть плохо? Я же была там!
Первое время я реально ловила кайф от того, что вижу вокруг, что чувствую. Утренняя «кафа» на террасе, заплывы в море, удаленная работа — идеальный баланс жизни.
Однако вскоре я начала чувствовать, что размеренный ритм, отсутствие разнообразного досуга стали утомлять. Черногория — маленькая страна, и выбор развлечений здесь невелик, особенно если ты привык к разнообразию большого города.
Радости не добавляла предсказуемость жизни. Например, в какой бы магазин я не пришла, продукты были примерно те же самые, местная еда практически везде одинаковая. Это стало давить на меня. Я стала скучать.
Третьим сюрпризом стала зима. Я знала, что в Черногории бывает холодно, но не была готова к реальности: холодная квартира, плесень на стенах. Это распространенная проблема здесь, но туристам она часто незаметна. А на улице — серое небо, которое держит тебя словно под крышкой, и затяжные дожди.
Спустя несколько месяцев стало очевидно, что решение о переезде сюда было не слишком разумным — я лезла на стену от того, что мне в Черногории скучно, холодно, будущего у меня тут особо нет, ведь получить гражданство здесь не просто.
Я пыталась взглянуть на все под другим углом, не падать духом, но увы. В итоге я двинулась дальше — конечную цель еще не определила, но пока временно перебралась в Сербию. Хочу присмотреться к другим странам, пообщаться с людьми, поизучать информацию, и больше не допускать таких ошибок.