С 6 по 9 июня проходили выборы в Европейский парламент. Выборы проходят раз в пять лет всеобщим голосованием в странах – членах ЕС. Депутаты будут определять политику Евросоюза на срок своего мандата.
Усиление правых и ультраправых сил серьезно взбудоражило европейских политиков. Ожидания результатов были изначально довольно пессимистичные. В результате победила все же правоцентристская умеренная Европейская народная партия. Ей предварительно достанется 181 мандат из 720. На втором месте — Прогрессивный альянс социалистов и демократов (социал-демократы) — 135 мест. Либеральные партии фракции «Обновляя Европу» получили 82 мандата.
Но реакционные правые силы все же серьезно усилили свои позиции.
Две крупнейшие правые группы в Европарламенте — «Европейские консерваторы и реформисты» и группа «Идентичность и демократия» — совместно получат 131 место в парламенте.
А это означает, что в ближайшие годы в законотворчестве Евросоюза можно ожидать поворот к ограничению иммиграционных программ.
Где правые силы сильнее всего
🇩🇪 ГЕРМАНИЯ
В общеевропейскую правую коалицию не вошли 15 депутатов от «Альтернативы для Германии» (заняли второе место с 16% — это потому, что их программа слишком реакционная даже для «стандартных» европейских ультраправых). Немецкая партия неоднократно попадала в различные скандалы.
Например, в январе этого года стало известно о том, что под Берлином прошла тайная встреча ультраправых. Главным событием мероприятия стал доклад Мартина Зельнера о «реэмиграции» (проще говоря — «очищения» страны от иностранцев), включая обладателей немецких паспортов. Встречу сравнили с «Ванзейской конференцией» из-за схожести с историческим событием 1942 года, когда было утверждено «окончательное решение еврейского вопроса». А в конце мая Максимилиан Кра (главный кандидат от «АдГ» на выборах в ЕП) прекратил предвыборную деятельность и покинул руководящий пост партии. Причиной стало фраза об эсэсовцах, которые «не все были преступники». Кроме того, немецкие прокуроры проводят расследование в отношении Кра о возможных связях с Россией и Китаем.
В предвыборной программе «АдГ» указано, что миграция должна быть строго ограничена, а параллельные общества (общины иммигрантов, добровольно воздерживающиеся от участия в социально-политической жизни новой страны) — «оттеснены». Партия намерена ввести балльную систему, которая позволит приезжать только квалифицированным, желающим интегрироваться людям, чтобы остановить поток беженцев. При этом процедура предоставления убежища допускается только за пределами страны. Те, кто не имеет права находиться в Германии, будут обязаны уехать — будут проводиться депортации.
🇭🇺 ВЕНГРИЯ
Еще 10 мест получили представителей венгерской партии «Фидес» под руководством премьер-министра Виктора Орбана. Предварительные результаты оказались ниже ожидаемых — 44,6% против 50%. Как и для Германии (и, в частности, Олафа Шольца) итог оказался ударом. Тем не менее Орбан все равно остался доволен: «миграция полностью остановлена, гендерной самоидентификации положен конец, война прекращена, Сороса больше нет, Брюсселю поставлен заслон».
В 2023 году стало известно, что фонд Джорджа Сороса «Открытое общество», направлявший миллиарды на поддержку демократии, прав человека, независимых СМИ и негосударственных университетов, решил свернуть свои программы.
🇵🇱 ПОЛЬША
Еще шесть членов польской партии «Конфедерация» (некоторые из них скандальны, например, Гжегож Браун в прошлом декабре погасил ханукальные свечи в сейме и назвал еврейскую традицию «сатанинской»), а также три члена болгарской партии «Возрождение», поддерживающей пророссийские взгляды, получили мандаты в ЕП.
🇫🇷 ФРАНЦИЯ
Кроме того, во Франции партия «Национальное объединение», которую на протяжении 10 лет возглавляла Марин Ле Пен, набрала 32% голосов. К слову, у этой страны одно из самых крупных представительств. На фоне победы правой партии президент Макрон распустил Национальное собрание и объявил внеочередные выборы.
Для «Национального объединения» вопрос иммиграции — один из ключевых. Среди петиций на сайте партии можно найти: «Нет юридической помощи нелегальным иммигрантам», «Остановим нашествие исламистов», «Нет переселению мигрантов» и т. п. В январе 2024 года стало известно, что французский Конституционный суд отклонил более трети статей в новом законе о миграции, который принимался под давление правых. Они требовали, например, увеличить срок легального проживания в стране для получения ряда социальных выплат, воссоединения семьи, а также ввести квоты на иммиграцию.
🇮🇹 ИТАЛИЯ
В Италии более четверти голосов получила входившая в 2019 году политический альянс «Европейские консерваторы и реформисты» партия «Братья Италии» премьер-министра Джорджи Мелони, которая также выступает против нелегальной миграции. Ее подход выглядит эффективным — по официальным данным, за первые три месяца 2024 года число иммигрантов сократилось более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Если бы ультраправые объединились в одну фракцию, они могли бы стать второй по численности силой в Европарламенте, уступая только Европейской народной партии. Несмотря на внутренние разногласия и соперничество, которые делают такое объединение маловероятным, их значительное присутствие серьезно повлияет на политический курс ЕС.
Чем это может грозить?
Разворот в сторону реализации правых идей вряд ли будет быстрым и легким — не забываем о европейской бюрократии и победе центристской партии.
Но в перспективе победа правых и ультраправых на выборах в Европарламент может иметь серьезные последствия не только для тех, кто приехал нелегально, но и для тех, кто имеет законное основание для переезда.
Во-первых, может произойти ужесточение миграционного законодательства. С учетом того, что это вопрос — ключевой для большинства правых. Например, это может привести к введению более жестких правил для получения виз, видов на жительство и гражданства.
Например, как это недавно произошло в Португалии. Об этом мы писали здесь. Власти отменили популярнейшую статью закона, позволявшую оформить ВНЖ изнутри страны.
Во-вторых, могут быть приняты законы, ограничивающие доступ иммигрантов к социальным услугам, таким как здравоохранение, образование и социальные пособия.
В-третьих, в странах, где правые лидируют, могут начать расти националистические настроения и увеличиться случаи дискриминации и ксенофобии по отношению к иммигрантам.
В-четвертых, возможны изменения в трудовом законодательстве, которые будут защищать рабочие места для местных.
В-пятых, увеличение влияния правых может банально привести к политической нестабильности.
В-шестых, правые могут усложнить процесс воссоединения с семьями, наложив определенные ограничения.