Каждый раз, получая оплату за работу на карту, я выписываю инвойсы (recibo verde), как независимый работник. В Португалии такая форма работы называется Atividade, и у неё есть 2 разновидности: независимый работник (Trabalhador Independente) и ИП (Empresário em Nome Individual).
В 1м случае человек работает на упрощённом режиме и оказывает только услуги. На ИП человек имеет бухгалтерию и может продавать товары.
Чтобы начать выписывать инвойсы клиентам, вам нужно иметь 3 вещи:
- NIF — номер налогоплательщика
- Пароль от личного кабинета налоговой Finanças
- Открытую деятельность Atividade
Как выписать ресибо верде по шагам
1. Авторизуемся на портале Finanças
2. Оказываемся на главной странице, где пролистываем вниз и находим Faturas e Recibos Verdes
3. На следующем экране жмём Emitir, чтобы выписать инвойс, и Consultar, чтобы посмотреть уже выписанные
4. Дальше переходим по ссылке Fatura ou Fatura-Recibo и попадаем на страницу, где будем заполнять данные. Recibo выбираем, если хотим выписать чек (а не инвойс) на уже оплаченный инвойс.
5. В первой секции Emissão выбираем дату оказания услуги или получения денег (в целом не критично), а в поле Tipo — Fatura или Fatura-Recibo. Первое это просто инвойс (если оплату ещё не получили), а второе инвойс и чек (когда услуга оплачена сразу). Я выбираю второе. После этого ниже появятся остальные разделы
6. В секции Transmitente de Bens ou Prestador de Serviços указаны ваши данные, тут ничего не меняем
7. Дальше идёт раздел Adquirente de Bens ou de Serviços, где нужно заполнить данные клиента. В País выбираем страну: если клиент португальский, то нужно вписать его NIF, имя (Nome) и адрес (Morada). Для других стран для ввода доступны только имя и налоговый номер (который, говорят, налоговая даже не видит)
8. Затем в Transmissão de Bens ou da Prestação de Serviços в блоке Importância recebida a título de отмечаем, что оказываем услуги Pagamento dos bens ou dos serviços
9. В поле Descrição пишем описание работ. Я пишу кратко и обобщенно на португальском, плюс указываю месяц
10. Теперь самое интересное: Regime de IVA. Тут нужно выбрать режим НДС, который вы зарегистрировали при открытии Atividade. Если доходы за прошлый год меньше €12500, то вы освобождаетесь от уплаты НДС по статье 53 и выбираете пункт IVA - regime de isenção [art.º 53.º].
Если больше, то нужно выбрать соответствующий режим, обычно это taxa normal atual для региона, в котором вы проживаете (Continente, Açores, Madeira). Размер налога зависит от типа товара и услуги.
Есть другие статьи, по которым вы можете быть освобождены, это 9, 13, 14 и 15 — для каждой есть свой пункт (прим. Isento - art.º 9.º)
11. В Base de incidência em IRS выбираем базу удержания IRS. Если вы на упрощенном режиме (нет бухгалтера) и не превышаете €12500 в год, то вы освобождены от уплаты по статье 101 -B. В этом случае я выбираю пункт Dispensa de retenção - art. 101.º-B, n.º1, al. a) e b), do CIRS. Иначе нужно выбирать базу, чаще всего это 100% или в соответствие со статьей 101 -D
12. Следующий пункт Retenção na fonte IRS будет заблокирован для тех, кто не платит базу — можно пропускать. Те кто платят, выбирают тариф, соответствующий их ситуации по статье 101
13. Дальше пишем сумму, на которую выписываем инвойс, в поле Valor Base
14. Поле Imposto de Selo оставляем пустым, оно для нотариальных действий
15. Жмём синюю кнопку Emitir
16. Открывается окно, чтобы ещё раз всё проверить
17. Подтверждаем операцию по зелёной кнопке Emitir. Готово!