Группа исследователей под началом ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Екатерины Черных проанализировала трудовую адаптацию и сложности, с которыми сталкиваются иммигрировавшие русскоязычные женщины. Об этом пишет РБК.

Кто принимал участие в исследовании

Исследователи изучили 62 анкеты, а также провели 19 глубинных интервью с женщинами, которые покинули страны гражданства. Для всех респонденток русский язык является родным. Возраст — в большинстве случаев от 36 до 55 лет.

Свыше 74% релоканток уехали из России, 8% — из Украины, 3,2% — из Беларуси. Остальные опрошенные обладают паспортами Грузии, ЮАР, Турции, Армении, Израиля и Аргентины. Из 60% уехали до 2022 года, 40% — после. Около 50% живут в Европе, примерно 25% — в Мексике, еще 5% — в США.

С научной статьей, написанной по результатам исследования, можно ознакомиться здесь.

Чем отличаются женщины, иммигрировавшие до и после 2022 года

Первое отличие заключается в том, что до 2022 года женщины уезжали в большинстве случаев по личным причинам, например, чтобы выйти замуж. Однако после — из-за политической обстановки (примерно половина респонденток) вместе с мужем–соотечественником.

Второе отличие — те, кто уезжал до 2022 года, хорошо владеют языком новой страны, часто имеют гражданство или ВНЖ. Примерно половина иммигранток, уехавших позже, практически не владеют языком страны пребывания и юридически являются лишь туристками. Только около 25% иммигрировавших в 2022–2023 годах могут писать и свободно изъясняться на языке принимающей страны.

Из исследования стало известно, что причины проблем с языком страны пребывания — отказ от его изучения, поскольку новые иммигрантки убеждены, что будет достаточно английского (даже если страна не англоязычная), а также сосредоточение профессиональных интересов на России.

какое гражданство легче всего получить россиянину
Источник: unsplash.com

Чем занимаются за рубежом русскоязычные женщины

Согласно исследованию, 31% всех опрошенных женщин работает в найме, у 13% есть статус самозанятого, 11% работают на компании страны гражданства, 10% совмещают такую занятость с подработкой по месту жительства, еще 3% открыли собственный бизнес.

Примерно 24% иммигранток сохранили связь с рынком труда родины (большинство из них уехали в последние два года), 21% — частично, а 3% намерены ее восстановить.

Также стало известно, что 44% респоденток работают на русскоязычных мигрантов. Причиной этому является страх работать с иностранцами и сложности с регуляцией бизнеса.

В результате исследования выявлено, что среди русскоговорящих женщин преобладает неофициальное трудоустройство. Это указывает на трудности адаптации, связанные с внешними факторами и законодательством стран проживания.

Где работают иммигрантки

Примерно 40% респонденток отметили, что в новой стране им пришлось начинать строить собственную жизнь с нуля, а потому нынешняя работа не связана с той, что была в стране гражданства. Так, женщины работают в сфере красоты и здоровья (13%), байерами (покупаю товары в Европе, отправляют заказчикам на родину — таких 4%), еще 13% открывают частные детские сады и предлагают различные образовательные услуги. Столько же стало «помогаторами».

Кроме того, русскоязычные женщины открывают славянские продуктовые магазины, ведут блоги, продают книги на русском языке, работают в ресторанном бизнесе.

Как изменились доходы

У 53% опрошенных с доходами все в порядке — они довольны сегодняшним состоянием, еще 28% — скорее довольны, 5% — совсем недовольны. При этом у 15% заработок стал нерегулярным и невысоким.

Также результаты исследования показали, что более 15% опрошенных женщин столкнулись с языковым барьером и особенностями местной культуры как основными препятствиями при трудоустройстве.

Около 7% релоканток отметили сложности с признанием иностранных дипломов. Такая же доля респонденток упомянула проблемы с легальным оформлением работы и налогообложением.

Интересно, что исследователи не обнаружили в интервью упоминаний о типичных проблемах женской занятости, таких как дискриминация при приеме на работу или ограничения карьерного роста.