Недавно у нас задержали рейс на 12 часов из-за забастовки работников аэропорта. Но я знал, что за длительную задержку я могу потребовать компенсацию и выиграть до €600. Я попытался разобраться в вопросе и теперь делюсь с вами тем, что откопал.

Какие законы это регулируют

В Европе есть регламент ЕС261/2004 европейского парламента и совета, который защищает права пассажиров. Например, согласно 7-й статье этого регламента, при задержке рейса пассажиру полагается компенсация от €250 до €600 в зависимости от длительности задержки и расстояния полёта. Великобритания раньше тоже попадала под этот регламент, но теперь у неё свой аналогичный UK261.

В США нет законов, которые предполагают компенсацию за отмену или задержку рейсов. Единственное, при задержке рейса с пассажирами уже внутри самолёта более чем на 2 часа положены бесплатные напитки и еда. При исключительных обстоятельствах пассажир может следовать правилам конкретной авиалинии.

Глобально права пассажиров защищаются Монреальской конвенцией, в которую включены более 130 стран, включая США и ЕС. Эта конвенция носит универсальный характер и должна регулировать авиакомпании по всему миру, но в основном она распространяется на прецеденты, связанные с багажом.

Мой кейс попал под европейские законы, поэтому дальше я рассмотрю именно регламент ЕС261. К тому же он самый вкусный!

На каких рейсах вы можете получить компенсацию

Чтобы ваш рейс попадал под регламент ЕС261, он должен:

  • Быть выполнен из аэропорта ЕС или Исландии, Норвегии и Швейцарии (неважно куда)
  • Направляться в ЕС европейской авиакомпанией (неважно откуда)

Кстати ваше гражданство и место жительство здесь роли не играют.

Когда вам положена компенсация

  • Ваш рейс прибыл в точку назначения позже на 3 часа и более
  • Ваш рейс был задержан менее чем на 3 часа, но вы опоздали на стыковочный рейс и прибыли в конечный пункт позже на 3 часа и более
  • Авиакомпания отменила рейс и не информировала вас раньше чем за 14 дней до вылета
  • Вас не пустили на рейс по причине овербукинга, т.е. когда авиакомпания продала билетов на рейс больше, чем мест в самолёте

Какие общие условия должны быть соблюдены

  • Вылет из Европы или прилёт европейской авиакомпанией
  • Регистрация пройдена вовремя (не позднее чем за 45 минут до вылета)
  • Давность рейса (в разных странах свои сроки): Португалия 3 года, Швеция 10 лет
  • Вы не приняли ваучер от авиакомпании
  • Рейс был задержан или отменен НЕ из-за чрезвычайных обстоятельств

Что считается чрезвычайным обстоятельством

  • Неблагоприятные метеорологические условия
  • Сбой в работе радара аэропорта
  • Политическая нестабильность
  • Угроза безопасности
  • Забастовки

Да, в моём случае была именно забастовка. Но конечное решение выносит суд, и если будет доказано, что забастовки можно было избежать, то дело можно выиграть.

Что вам положено при задержке рейса

  • Денежная компенсация, если вы прибыли в место назначения на 3 часа позже

Сумма компенсации зависит от длительности задержки и расстояния полёта. При задержке в 3-4ч и дальности полёта до 1500км положена компенсация в размере €250. Если дальность рейса свыше 3500км, и он был отменен, то компенсация уже будет €600.

Расстояние <3 часов 3-4 часа >4 часов
до 1500 км - €250 €250
внутренние ЕС рейсы свыше 1500 км - €400 €400
не внутренние от 1500 до 3500 км - €400 €400
не внутренние свыше 3500 км - €300 €600
  • После 2 часов задержки отправления вам положены еда и напитки
  • После 5 часов задержки отправления вы может получить частичный или полный возврат за билет
  • При задержке дневного рейса более чем на 8 часов и ночного более чем на 6 часов вам обязаны предоставить место в отеле и трансфер до него

Что вам положено при отмене рейса

  • В первую очередь авиакомпания обязана предоставить вам либо другой рейс, либо возврат денег за билет
  • Бывает, что рейсы отменяются после длительных задержек. В таких случаях также применяются положения о задержке рейса
  • Еда и отель также могут быть предоставлены, если из-за отмены рейса вы застряли в аэропорту
  • Денежная компенсация, если авиакомпания отменила рейс и не информировала вас раньше чем за 14 дней до вылета

Здесь сумма компенсации зависит от расстояния полёта, а также разницы во времени прибытия между изначальным рейсом и новым. Например, при разнице до 2ч и дальности полёта до 1500км положена компенсация в размере €125. Но если вы предпочли не лететь совсем (т.к. ваши планы были порушены), то сумма уже будет €250 при той же дальности полёта.

Расстояние <2 часов 2-3 часа 3-4 часа >4 часов Не вылетал
до 1500 км €125 €250 €250 €250 €250
внутренние ЕС рейсы свыше 1500 км €200 €200 €400 €400 €400
не внутренние от 1500 до 3500 км €200 €200 €400 €400 €400
не внутренние свыше 3500 км €300 €300 €300 €600 €600

Что нужно сделать, чтобы получить компенсацию

Чтобы добиться компенсации, нужно обращаться в суд, заполнять кучу форм, собирать документы и оплатить госпошлину. При таком раскладе вам скорее всего понадобится помощь юриста. В итоге, даже если вы выиграете, то возможно выйдете в ноль. Такими страданиями вряд ли кто-то будет заниматься лично.

Поэтому существуют сервисы, которые берут эту работу на себя. Вы просто вводите на сайте данные вашего рейса, и они говорят вам есть ли шанс что-то получить. Вы не платите им ничего, но если дело будет выиграно, они заберут себе процент.

Например, Flightright насчитал нам по €250 компенсации на человека, итого €500. Себе они забирают €178,5, т.е. около 35%. Ещё я опробовал AirHelp, но их система посчитала, что наш рейс был задержан на 30 минут, поэтому компенсация не положена (хотя возможно, у них более честный подход).

В итоге Flightright прислали мне письмо, что отправили запрос в авиакомпанию и будут держать меня в курсе развития ситуации.

Как получить компенсацию от авиакомпании
Письмо о том, что запрос на выплату компенсации был отправлен авиакомпании

Наш кейс ещё в процессе и может занять месяцы, но среди моих друзей есть надежные примеры, кому удавалось получить деньги. Так что я уверен, это работает, вопрос только в том, насколько мой кейс заслуживает компенсации. Напомню, что получить компенсацию можно с рейсов за последние несколько лет — проверка занимает несколько минут, зато потенциальный бонус вполне ощутимый.

💡
UPDATE 09.12.2022: Дело выиграно! А на мой счет переведено €321,50 от компании Flightright.
Процесс получился не быстрый, но я и не ждал ничего сверхъестественного. К тому же компания периодически присылала письма о статусе кейса и держала в курсе об их дальнейших шагах.
Как получить деньги за задержку рейса
Долгожданное письмо