К сайту
Как один человек убедил правительство Хорватии создать визу для цифровых кочевников

В начале этого года Хорватия запустила программу привлечения цифровых кочевников с помощью специальной визы. Издание MarketWatch взяло интервью у Яна де Йонга, номада-предпринимателя, который стал инициатор этой программы, даже не являясь гражданином Хорватии. Лично меня, как диджитал номада, это история дико вдохновляет, поэтому публикую перевод статьи с моими дополнениями, взятых из других источников.

«Цифровые кочевники» перемещаются во все большее количество регионов и стран, таких как Карибы, Чехия и даже Дубай. Их привлекает пышная природа, прекрасные пляжи, исторические места и возможности для бизнеса. Но есть удивительная страна, о которой редко упоминают, но которая привлекает повышенное внимание: Хорватия.

Хорватия, расположенная напротив Италии на берегу Адриатического моря, представила свою программу виз для цифровых кочевников в январе 2021 года и с тех пор привлекла большое внимание международных и местных СМИ. Страна с 4-миллионным населением очень популярна в сфере туризма - ее посещают около 20 миллионов человек в год. Для американцев это незаметная нация. В Европе она известна уникальным сочетанием восточноевропейской и средиземноморской культур.

За инициативой запуска хорватской визы для цифровых кочевников стоит один человек: Ян де Йонг, гражданин Нидерландов. MarketWatch поговорил с Яном о том, что значит быть цифровым кочевником в Хорватии, как получить разрешение и другие детали, которые вам понадобятся для вашего следующего приключения в одно из самых заманчивых мест в Европе.

MarketWatch: Ян, расскажи нам немного о себе.

Ян де Йонг: Мне 36 лет. Я переехал в Хорватию, когда мне было 22 года, поэтому живу здесь последние 14 лет. С того дня, как я переехал в Хорватию, я всегда был предпринимателем. Первой компанией, которую я основал, была M+ Group. Это была практически первая компания в Хорватии, которая начала предлагать услуги контакт-центра. С годами компания очень быстро росла и теперь котируется на Загребской фондовой бирже.

Я продал свой бизнес в 2016 году, а сразу после этого, я основал другую компанию под названием Webpower Adria. Webpower Adria продает SaaS решения для отправки email-рассылок, конкурируя на местном уровне с Mailchimp, наиболее часто используемым сервисом для электронного маркетинга в регионе.

В 2020 году я начал два новых проекта, один из которых - мой новый бизнес под названием Crop. Наша миссия - представить в Хорватии голландские сельскохозяйственные технологии, в основном теплицы. Раньше Хорватия была страной, которая могла производить достаточно еды, чтобы накормить весь регион, а сегодня мы являемся страной-импортером. Идея Crop состоит в том, чтобы стать менее зависимым от импорта продуктов питания и, в конечном итоге, помочь Хорватии снова стать страной-экспортером.

Наконец, в мае 2020 года я выступил с инициативой ввести визу для цифровых кочевников в Хорватии. Я рекламировал Хорватию как идеальное место для удаленных сотрудников со всего мира - я хочу, чтобы они приезжали сюда, жили и работали.

Это было еще до того, как такие страны, как Эстония, официально ввели собственную визу для цифровых кочевников. Вскоре после того, как Эстония начала свою программу, я написал открытое письмо премьер-министру Хорватии Андрею Пленковичу в LinkedIn, в котором спросил его, не будет ли он так любезен рассмотреть возможность внедрения такого же проекта в Хорватии. Я также опубликовал письмо в своей ленте LinkedIn, что привело к огромному количеству подписок на мой профиль.

В письме Ян де Йонг пишет, что в последние месяцы он пытался продвигать Хорватию как страну, где живут и работают цифровые кочевники. Он отмечает, что его сообщение на LinkedIn о цифровых кочевниках набрало более 450 000 просмотров.

«В результате мой почтовый ящик в LinkedIn был заполнен сообщениями от людей со всего мира, которые серьезно задумываются о том, чтобы сделать этот шаг - но все они задаются вопросом «Как?» - написал де Йонг, объясняя цель своего письма.

«Только представьте себе, благодаря этой визе мы могли бы дать этим цифровым кочевникам право приезжать и работать из Хорватии сроком до 12 месяцев независимо от их национальности. Также, как это недавно сделала Эстония», - добавил он.

Он также отметил, что в Хорватии многие квартиры остаются пустыми вне туристического сезона, и владельцам трудно найти арендаторов. С визой цифрового кочевника удаленщики могут заселять эти квартиры и стимулировать экономику Хорватии за счет потребительских расходов.

«Если мы открываем Хорватию для туристов, почему бы не открыть эту страну для высокооплачиваемых цифровых кочевников?» - спрашивает де Йонг в конце письма.

MW: Вы упомянули термин «цифровой кочевник». Что это за люди?

Де Йонг: Цифровой кочевник - это человек, который может работать полностью удаленно, поэтому он или она не привязаны к какому-либо месту. Цифровые кочевники - это в основном разработчики программного обеспечения или люди, работающие в сфере информационных технологий, но есть также много создателей контента, включая журналистов, фотографов - в основном профессий, не требующих работы в офисе. В дополнение к этому обязательному условию вы также должны выбрать образ жизни, совмещающий путешествия и работу.

MW: В октябре 2020 года вы стали соучредителем Ассоциации цифровых кочевников Хорватии. Каковы её цели?

Де Йонг: Визы для цифровых кочевников стали требовать намного больше усилий, чем я мог себе представить. Вот почему я хотел создать ассоциацию, к которой могли бы присоединиться другие люди. Наша миссия - объединить цифровых кочевников и быть полезными им. Прежде всего, мы хотим предоставлять информацию, будь то через веб-сайт, который будет содержать все полезные советы и ответы на часто задаваемые вопросы, или в сотрудничестве с более крупной организацией. Мы хотим создать контакт-центр, в который цифровые кочевники, оказавшись в стране, могли бы звонить, когда им нужна помощь. Своего рода консьерж-сервис для цифровых кочевников.

Например, вы можете позвонить и сказать: «Я сломал ногу, где ближайшая больница?» Но вы также можете попросить их порекомендовать вам достопримечательности, которые стоит посетить во время вашего пребывания в Дубровнике. Мы хотели бы предлагать эту услугу на шести или семи языках.

В конце концов, гостеприимство заложено в ДНК Хорватии - более 20% ВВП страны приходится на туризм. Начав эти проекты, я хотел добиться того, чтобы цифровые кочевники не чувствовали себя одинокими, приезжая в Хорватию. Я хочу, чтобы они знали, что здесь есть сообщество, люди, к которым они могут обратиться за помощью. И что в целом мы являемся нацией, дружественной к цифровым кочевникам.

MW: В своих публичных выступлениях вы говорили, что виза для цифровых кочевников полезна для хорватов. Каким образом?

Де Йонг: За последние годы Хорватию покинули почти 500 000 человек. В основном молодые, талантливые и умные люди иммигрируют в такие страны, как Ирландия, Германия и Нидерланды, потому что они хотят найти там возможности для работы. Поэтому вместо того, чтобы терять рабочую силу, мы хотим привлекать молодых и талантливых людей…

MW: Чтобы обратить вспять утечку мозгов.

Де Йонг: Да, именно так. Мы хотели бы поддержать интеграцию цифровых кочевников в хорватское общество. Мы хотим вовлечь их, предлагая им читать гостевые лекции в университетах, средних и начальных школах, потому что я считаю, что они могут положительно повлиять на образ мышления молодого поколения здесь в Хорватии. И это будет значительным вкладом в нашу страну.

Еще одна вещь, которую мы в Ассоциации цифровых кочевников хотим сделать, - это принимать членов хорватского бизнес-сообщества, например, домовладельцев. Мы хотим, чтобы каждый, кто считает, что у него есть возможность предоставлять продукты или услуги цифровым кочевникам, стал членом ассоциации и придерживался кодекса поведения - набора правил, которым, по нашему мнению, важно следовать, чтобы быть хорошим хостом для цифровых кочевников.

Но это не все. Мы хотим организовывать всевозможные мероприятия, на которых мы можем собираться, обмениваться информацией и учиться друг у друга, а также просто хорошо проводить время. В конце концов, туристы приезжают в страну, чтобы увидеть природу и насладиться погодой, гастрономией и образом жизни - всем, чем действительно славится Хорватия. При этом они могли бы остаться дольше, если бы знали, что здесь есть сообщество - это то, что мы хотим построить, и частью этого является проведение этих мероприятий.

MW: Насколько легко подать заявление на визу цифрового кочевника?

Де Йонг: В марте планируется запустить правительственный веб-сайт, который позволит цифровым кочевникам подавать заявки онлайн. После получения разрешения и прибытия в страну им необходимо будет зарегистрироваться в местных органах власти и предоставить адрес, по которому они будут оставаться во время своего пребывания. Если они переедут, им нужно будет обновить эту информацию, но это все.

Подобные вещи все еще новы для нас, и нам придется учиться на своих ошибках. Чтобы улучшить процесс, мы проведем собеседование с соискателями. Что было сложно? Что было легко? Что можно было сделать лучше? Эти отзывы будут переданы в Министерство внутренних дел, чтобы они могли сделать все возможное для оптимизации процесса.

MW: Больная тема - это налогообложение. Есть ли какие-то льготы для цифровых кочевников?

Де Йонг: Мы попытались предложить очень конкурентоспособный пакет услуг по сравнению с другими странами, поэтому мы очень внимательно посмотрели на то, что они делают - взимают ли они подоходный налог? Сколько? С какого момента? Какой минимальный доход необходим для подачи заявления на визу? Есть ли возможность приобрести медицинскую страховку на месте? Такого рода вещи.

Я думаю, что у Хорватии на данный момент самый конкурентоспособный пакет. Например, на Барбадосе вам необходимо гарантировать годовой доход в размере 50 000 долларов США, чтобы иметь возможность подать заявление на аналогичную визу. В Хорватии это намного меньше - около 31 514 долларов чистой прибыли за год.

Мы стараемся привлечь цифровых кочевников, которые не имеют возможности получения визы на Барбадосе и подобных странах из-за ограничений в доходах. Я очень горжусь тем, что нам удалось изменить налоговое законодательство: цифровые кочевники не будут платить подоходный налог в течение одного года. Мы хотели сделать это, чтобы избежать двойного налогообложения, которое может произойти в определенных случаях. Вместо того, чтобы платить подоходный налог в Хорватии, цифровые кочевники получают возможность продолжать платить налоги только в своей стране.

MW: Как эта программа влияет на хорватскую экономику?

Де Йонг: Цифровые кочевники привезут с собой в Хорватию свою покупательную способность. Пока они здесь, им все равно нужно будет покупать товары и услуги, что означает уплату налога на добавленную стоимость или НДС. А это, по сути, новый источник дохода для налоговой службы в Хорватии.

MW: Цифровым кочевникам, которые переезжают в Хорватию, в какой-то момент нужно будет взаимодействовать с местными жителями. Какой ваш опыт общения с хорватами, какой у них уровень владения английским языком?

Де Йонг: Я бы сказал, что большинство людей в Хорватии очень хорошо говорят по-английски. В своей повседневной работе я все делаю на английском, и пока у меня никогда не было языковых проблем. Я стараюсь использовать хорватский, когда занимаюсь более повседневными вещами, например, иду в супермаркет или болтаю с водителем такси, но он мог бы легко поговорить и на английском языке. Эта страна сильно зависит от туризма, и мы, очевидно, очень привыкли к тому, что в стране много иностранцев. Для хорватов говорить на иностранном языке обычно не проблема.

MW: Хорватия имеет уникальную форму и географическое расположение - прибрежная зона отделена горной грядой. Насколько сложно добраться из точки А в точку Б?

Де Йонг: Прежде всего, в Хорватии отличное шоссе, одно из лучших, по которым я когда-либо ездил, если честно.

MW: Даже по голландским меркам?

Де Йонг: Да, определенно. Они действительно так хороши. И они идут от Загреба до побережья. Кроме того, хотя я сам никогда не пользуюсь этой услугой, автобусы очень хорошие и недорогие. На самом деле, они настолько хороши и эффективны, что местные жители часто предпочитают водителей автобусов почтовым отделениям для перевозки посылок и тому подобного. Я даже слышал о студентах колледжа в Загребе, которые отправляли свое белье на автобусе домой к своим родителям, чтобы они его постирали.

MW: Наконец, допустим, я хочу подать заявление на визу для цифрового кочевника. Где я могу найти больше информации?

Де Йонг: На самом деле Total Croatia News написала очень хорошую статью (читать кратко на русском), в которой объясняется процесс и перечисляются все требования, необходимые для подачи заявления на визу.

Как по мне у Де Йонга благие намерения, но кажется курс, который он выбрал, не совсем эффективен. Да, цифровые кочевники принесут свои деньги в страну и это хорошо, но он сильно зациклен на создании инфраструктуры для них — сам по себе кочевник по определению вполне самостоятельная единица.

По моему мнению привести номадов в страну не достаточно, нужно также приводить большие компании. Приведенные компании будут выплачивать большие налоги в казну страны и обеспечивать высокооплачиваемой работой местное население и плюс привлекать экспатов. Молодое население будет расти, вокруг него будет строиться обслуживающая инфраструктура, которая создаст рабочие места для средней квалификации специалистов. Кажется, что кочевники принесут выгоду только в моменте, в то же время крупные компании могут сыграть в долгую.