Почему коворкинги это в принципе плохая бизнес-модель: рассуждения диванного эксперта.

Удаленная работа набирает обороты, многие компании переходят на гибридный или полностью удаленный формат работы. Бум виз для диджитал номадов подталкивает удаленщиков приезжать в разные страны и тратить деньги у них. При этом люди ищут вдохновения, смены домашней обстановки, да и просто вкусный кофе. Сложно не согласиться с фактом, что удаленка с нами надолго. А где удаленка, там и спрос на место для этой удаленки. Короче спрос на коворкинги должен расти. Но всё-ли так безоблачно?

Проблемы коворкингов

Я пробовал множество разных коворкингов: и в России, и в Китае, и в Португалии, включая Мадейру. Но в итоге везде я предпочел ходить в обычную кафешку. Почему? Вот список жалоб:

  • Далеко от дома. Некритично, особенно в Европе, если дорога от дома не занимает больше получаса пешком.
  • Не уютно. Тоже терпимо, но насколько терпимо в долгосроке — вопрос.
  • Нет кухни. Суперкритично! Я готов простить расположение, если в коворкинге есть кухня. Я имею ввиду всего лишь наличие холодильника, микроволновки, раковины и посуды. Так я смогу уходить в коворкинг на весь день и брать с собой еду.
  • Нет кофемашины или кофе платный (!!!!). Принципиально. Редко бывает, что кофемашины нет совсем, но часто бывает, что кофе платный. Вот это меня прям бесит больше всего. Ну неужели на это такие большие расходы? Лично я не пью много кофе: один с утра и иногда один после обеда. Или они боятся, что люди будут таскать зёрна домой?
  • Нет кулера с водой. Без комментариев, просто надеюсь, что коворкинги не хотят нашей смерти.
  • Шумные мероприятия во время рабочего дня. Такое я видел конечно только в Китае, но осадочек остался на всю жизнь.
  • Дорого. Критично. Самый дешевый коворкинг, который я встречал, стоит €10. Наверное, такую цену я бы готов был платить, но не за стол, розетку и интернет. За меньшую цену в кафе я могу получить то же самое, но еще и кофе с тортиком.

Коворкинги, как и любой бизнес, хотят заработать денюжки. И некоторые большие коворкинги даже неплохо это делают. Как? Всё просто: они сдают стартапам и корпорациям офисы под ключ. Для фрилансеров у них тоже есть опция, но она скорее про имидж, а не про профит.

Когда я жил в Шэньчжэне, я как раз ходил в один такой, называется Beeplus. Огромное здание, куча компаний арендует там офисы для сотрудников. Для фрилансеров есть лобби в два этажа, эдакий опенспейс. Там в моём распоряжении были уютные кабинки, безлимитные кофе, чай, вода, два крана крафтового пива и огромный холодильник с бесплатными напитками. Всё это удовольствие мне стоило около €30 в год за членство и €3 за каждое посещение. Но я окупал каждый поход одними только напитками.

Маленькие коворкинги хотят быть большими коворкингами и тоже зарабатывать денюжки. Но у маленьких коворкингов нет больших площадей, чтобы размещать и офисы компаний, и фрилансеров. Т.е. площади хватает только для фрилансеров (не будешь ведь размещать офис только одной компании), поэтому нужно зарабатывать с них. А как зарабатывать много при ограниченном количестве клиентов? Правильно, увеличивая средний чек. Вот цены и высокие.

Цены высокие, а тем временем на сцене появляются бесплатные варианты для одиноких фрилансеров. Я пока встречал 4 разновидности таких мест:

Кафе с коворкинг-зоной. То есть обычная кафешка, но заточенная под лэптоп-френдли атмосферу. Естественно, здесь хорошим тоном будет не просто сидеть и пить воду, но и что-то заказывать. В Лиссабоне, например, есть сеть кофеен Copenhagen Coffee Lab, несколько точек по всему городу. Мои любимые на Sao Paulo и Santa Clara.

Лобби отелей с коворкинг-зоной. Вот это для меня стало очень приятным открытием в своё время. Некоторые крупные отели позволяют прохожим заходить к ним в лобби и оставаться там работать. А самые продуманные из них обустраивают под это специальные зоны. В Лиссабоне, случайно проходя мимо, я нашёл Moxy Lisbon City рядом с Saldanha, и это просто жемчужина, от сердца отрываю, ребят. Даже нафоткал там, только зацените! Есть ещё неплохой лобби у отеля Evolution Lisboa, также на Saldanha.

Брендированные коворкинг-зоны. Тут имеется ввиду, когда в проходном офисе крупного бизнеса располагают бесплатную коворкинг-зону. Это может быть банк или офис сотового оператора. В Лиссабоне я нашёл такую зону в отделении банка Santander на Amoreiras.

Какие есть пути развития идеи коворкингов
Santander Work Cafe

Библиотеки. Сколько не ходил в библиотеки в Португалии, нигде не нужно было оформлять читательский билет. Ты просто проходишь вовнутрь красивой старинной библиотеки и цепляешься к розетке и вайфаю. Тихо, уютно, правда нет кофе, но зато бесплатно. В Лиссабоне это библиотека Camões рядом с Baixa-Chiado.

Лично меня такие варианты вполне устраивают. Не идеальные, но идеальный уже если только сам под себя построишь. И отсюда вопрос: как тут конкурировать маленьким коворкингам? В итоге из коворкинга они вновь превращаются в тыкву, т.е. в коммерческое помещение под сдачу. Что в итоге будет даже выгоднее.

Может быть маленьким коворкингам есть смысл пристраиваться к большим и под их брендом делать имиджевое маленькое work-cafe? Или коллабиться с банками и операторами связи?

Мне очень нравится концепция кафе с коворкинг-зоной под чьим-то спонсорством — тут, кажется, в выигрыше все. Владелец кафе получает донаты от спонсора и доход от продаж кафе. Спонсор повышает узнаваемость бренда у хорошо платящей аудитории. А фрилансеры кайфуют от бесплатного атмосферного воркспейса. Где подвох?

Какой коворкинг для меня будет идеальным:

  • Всегда рядом с домой. Имеет огромную сеть, франшизу, в крупных городах всего мира.
  • Цена, эквивалентная цене пары чашек кофе в данном регионе.
  • Кофемашина и бесплатный кофе.
  • Кулер с водой.
  • Кухня с приборами, холодильником, микроволновкой и посудомойкой.
  • Вечерние неформальные активности по пятницам с пивом и пиццей, типа вечеров настольных игр.
  • Всё!

Что мне не нужно от коворкингов:

  • Месячное и недельное членство. Я не хочу ходить в коворкинг как на работу каждый день, я хочу ходить туда, когда мне хочется. Но дневные пассы стоят слишком дорого.
  • Стартаперские мероприятия. Ну их и так проводят все кому не лень — если мне надо, я пойду туда. В то же время, когда я работаю, а за спиной орут в микрофон, сильно мешает сосредоточиться.
  • Мебель и техника. Эргономичные кресла, стэндап столы, подставки для ноутов, вторые мониторы, принтеры и вот это всё. Я иду в коворкинг не за удобством, а чтобы сменить обстановку для продуктивности и креативности. Удобней, чем дома, всё равно не будет.
  • Бесплатные плюшки. Бе напитки и печеньки это конечно хорошо, но вредно. Поэтому, если их отсутствие поможет снизить конечную стоимость, пусть их лучше не будет.

На сладенькое решил глубже поресерчить тему и найти какие ещё есть попытки развития идеи коворкингов. И вот, что нашёл:

  • Croissant — приложение, которое объединяет все коворкинге в мире и даёт к ним доступ через покупку кредитов. По ссылке получите халявных €15 на первый месяц.
  • Desana — почти то же, что и Croissant, только для ентерпрайза.
  • Happy Works — бенгальский коворкинг на 90 минут.
  • Workshop Cafe — сеть коворкингов с оплатой по часам за отдельный стол и с бесплатным доступом в общий зал при заказе еды или напитка.
  • Codi — продажа офисных пространств, офисы под ключ для удаленных компаний.
  • MyWorkBooth — рабочие звуконепроницаемые кабинки для установки в кафешках.
  • Switchyards — коворкинг-клубы, создающие сообщества для совместной работы и отдыха.
  • WorkChew — использует отели и рестораны во время простоев в качестве коворкингов.
  • Nooka Space — модульные коворкинги, которые можно поставить в любом месте.
  • COhatch — восстанавливают старые здания, в том числе заводы, и переделывают в коворкинги.
  • digitalCHURCH — коворкинг в церкви (ну это явно, чтобы от налогов уклониться)

Пока искал эти примеры, очень часто натыкался на просроченные домены и закрытые стартапы. Это лишний раз подтверждает, что поле коворкингов заминировано: они привлекают инвестиции, но не многие могут выйти на прибыльность.