Почему коворкинги это в принципе плохая бизнес-модель: рассуждения диванного эксперта.

Удаленная работа набирает обороты, многие компании переходят на гибридный или полностью удаленный формат работы. Бум виз для диджитал номадов подталкивает удаленщиков приезжать в разные страны и тратить деньги у них. При этом люди ищут вдохновения, смены домашней обстановки, да и просто вкусный кофе. Сложно не согласиться с фактом, что удаленка с нами надолго. А где удаленка, там и спрос на место для этой удаленки. Короче спрос на коворкинги должен расти. Но всё-ли так безоблачно?

Коворкинги, как и любой бизнес, хотят заработать денюжки. И некоторые большие коворкинги даже неплохо это делают. Как? Всё просто: они сдают стартапам и корпорациям офисы под ключ. Для фрилансеров у них тоже есть опция, но она скорее про имидж, а не про профит.

Когда я жил в Шэньчжэне, я как раз ходил в один такой, называется Beeplus. Огромное здание, куча компаний арендует там офисы для сотрудников. Для фрилансеров есть лобби в два этажа, эдакий опенспейс. Там в моём распоряжении были уютные кабинки, безлимитные кофе, чай, вода, два крана крафтового пива и огромный холодильник с бесплатными напитками. Всё это удовольствие мне стоило около €30 в год за членство и €3 за каждое посещение. Но я окупал каждый поход одними только напитками.

Маленькие коворкинги хотят быть большими коворкингами и тоже зарабатывать денюжки. Но у маленьких коворкингов нет больших площадей, чтобы размещать и офисы компаний, и фрилансеров. Т.е. площади хватает только для фрилансеров (не будешь ведь размещать офис только одной компании), поэтому нужно зарабатывать с них. А как зарабатывать много при ограниченном количестве клиентов? Правильно, увеличивая средний чек. Вот цены и высокие.

Цены высокие, а тем временем на сцене появляются бесплатные варианты для одиноких фрилансеров. Я пока встречал 4 разновидности таких мест:

Кафе с коворкинг-зоной. То есть обычная кафешка, но заточенная под лэптоп-френдли атмосферу. Естественно, здесь хорошим тоном будет не просто сидеть и пить воду, но и что-то заказывать. В Лиссабоне, например, есть сеть кофеен Copenhagen Coffee Lab, несколько точек по всему городу. Мои любимые на Sao Paulo и Santa Clara.

Лобби отелей с коворкинг-зоной. Вот это для меня стало очень приятным открытием в своё время. Некоторые крупные отели позволяют прохожим заходить к ним в лобби и оставаться там работать. А самые продуманные из них обустраивают под это специальные зоны. В Лиссабоне, случайно проходя мимо, я нашёл Moxy Lisbon City рядом с Saldanha, и это просто жемчужина, от сердца отрываю, ребят. Даже нафоткал там, только зацените! Есть ещё неплохой лобби у отеля Evolution Lisboa, также на Saldanha.

Брендированные коворкинг-зоны. Тут имеется ввиду, когда в проходном офисе крупного бизнеса располагают бесплатную коворкинг-зону. Это может быть банк или офис сотового оператора. В Лиссабоне я нашёл такую зону в отделении банка Santander на Amoreiras.

Какие есть пути развития идеи коворкингов
Santander Work Cafe

Библиотеки. Сколько не ходил в библиотеки в Португалии, нигде не нужно было оформлять читательский билет. Ты просто проходишь вовнутрь красивой старинной библиотеки и цепляешься к розетке и вайфаю. Тихо, уютно, правда нет кофе, но зато бесплатно. В Лиссабоне это библиотека Camões рядом с Baixa-Chiado.

Лично меня такие варианты вполне устраивают. Не идеальные, но идеальный уже если только сам под себя построишь. И отсюда вопрос: как тут конкурировать маленьким коворкингам? В итоге из коворкинга они вновь превращаются в тыкву, т.е. в коммерческое помещение под сдачу. Что в итоге будет даже выгоднее.

Может быть маленьким коворкингам есть смысл пристраиваться к большим и под их брендом делать имиджевое маленькое work-cafe? Или коллабиться с банками и операторами связи?

Мне очень нравится концепция кафе с коворкинг-зоной под чьим-то спонсорством — тут, кажется, в выигрыше все. Владелец кафе получает донаты от спонсора и доход от продаж кафе. Спонсор повышает узнаваемость бренда у хорошо платящей аудитории. А фрилансеры кайфуют от бесплатного атмосферного воркспейса. Где подвох?

На сладенькое решил глубже поресерчить тему и найти какие ещё есть попытки развития идеи коворкингов. И вот, что нашёл:

  • Croissant — приложение, которое объединяет все коворкинге в мире и даёт к ним доступ через покупку кредитов. По ссылке получите халявных €15 на первый месяц.
  • Desana — почти то же, что и Croissant, только для ентерпрайза.
  • Happy Works — бенгальский коворкинг на 90 минут.
  • Workshop Cafe — сеть коворкингов с оплатой по часам за отдельный стол и с бесплатным доступом в общий зал при заказе еды или напитка.
  • Codi — продажа офисных пространств, офисы под ключ для удаленных компаний.
  • MyWorkBooth — рабочие звуконепроницаемые кабинки для установки в кафешках.
  • Switchyards — коворкинг-клубы, создающие сообщества для совместной работы и отдыха.
  • WorkChew — использует отели и рестораны во время простоев в качестве коворкингов.
  • Nooka Space — модульные коворкинги, которые можно поставить в любом месте.
  • COhatch — восстанавливают старые здания, в том числе заводы, и переделывают в коворкинги.
  • digitalCHURCH — коворкинг в церкви (ну это явно, чтобы от налогов уклониться)

Пока искал эти примеры, очень часто натыкался на просроченные домены и закрытые стартапы. Это лишний раз подтверждает, что поле коворкингов заминировано: они привлекают инвестиции, но не многие могут выйти на прибыльность.