Для чего вам он вам потребуется и сколько действует

«Белый картон» (prijava boravišta stranca) — это справка о регистрации иностранца в Сербии. Она нужна, если вы намерены остаться более чем на сутки, и распечатывается на обычной бумаге формата А4.

🔥
До 2018 года эта справка представляла собой небольшую белую карточку — отсюда и название. Несмотря на то, что формат изменился, оно сохранилось.
Источник: ria.ru

Что грозит, если не оформить «белый картон»

По закону об иностранцах Сербии, уведомить полицию о вашем приезде необходимо в первые 24 часа. Если «белый картон» не будет оформлен вовремя или совсем не сделан, то может грозить штраф от 5000 до 150 000 (примерно 42 — 1280 евро).

В некоторых случаях власти Сербии могут запретить въезд в страну. Такая история произошла в декабре прошлого года. Россиянин, работавший на «удаленке», полтора года «визаранил», в политической активности не принимал участия, но «белый картон» не всегда оформлял. В результате ему дали неделю на сборы и «забанили» на год.

Конечно, решение можно было обжаловать, однако, гарантий на успех не было. А между прочим, процесс в суде стоит 90 000 динар (768 евро) и еще 35 000 (298 евро) — за ходатайство за отсрочку выезда. Мужчина просто уехал.

Источник: google.com

Сколько действует «белый картон»

Поскольку каждые 29 дней необходимо делать «визаран» — вы должны пересечь границу, чтобы обнулить свой срок пребывания в Сербии. То же происходит и с «белым картоном». Его срок действия может составлять и 30 дней, и условные два. Почему так?

Если вы переезжаете из гостиницы в отель, вам должны каждый раз делать новый «белый картон». Проживая в постоянной арендной квартире, вы можете оформлять его раз в 30 дней, после «визарана».

К слову, «белый картон» вам будет не нужен уже после подачи на ВНЖ. Главное, чтобы у вас было подтверждение об этом. Его выдадут на бумаге при офлайн-подаче, либо оно придет в личный кабинет на сайт eUprava.

Кто должен оформлять «белый картон»

В отелях, гостиницах, апартаментах владельцы или представители сами зарегистрируют вас. Это делают в полиции по месту пребывания.

Если вы уже арендовали квартиру или дом, «белый картон» должен оформляться владельцами недвижимости. Однако часто они не хотят этим заниматься.

Если арендодатели отказываются предоставить документы даже для вашей самостоятельной регистрации, стоит подумать, а хотите ли вы вообще у них снимать жилье.

В случае согласия хозяин недвижимости может прийти в полицию с вами или без вас, но у него на руках должны ваши паспорта и договор аренды. Иногда владелец может принести в полицию лишь копии ваших удостоверений личности, однако, успех регистрации будет зависеть от настроение полицейского.

Самостоятельное оформление в полиции немного сложнее. Вам необходимы не только паспорта и договор об аренде, но и копия личной карты владельца квартиры или дома, а также доверенность.

Были случаи, когда полицейские отказывались оформлять «белый картон» без арендодателя или доверенности, портили копии личных карт.

Алина Красикова переехала в Нови-Сад из Тюмени в конце 2023 года. В первый раз регистрацию сделали владельцы апартаментов, куда она заехала на время поисков квартиры. Второй «белый картон» был оформлен только с договором об аренде, паспортом и копией личной карты. На третий раз не повезло.

«Я пришла вечером после «визарана» в полицию, но у меня не приняли документы. Полицейский написал на копии личной карты хозяйки квартиры, что она должна прийти лично. Хозяйка же уехала из города к родне на праздник, и я запаниковала. Но на следующий день она вернулась, и все решили», — рассказала Алина Красикова.
Источник: Алина Красикова / «Белый картон»

Некоторые делятся историями, что, когда не принимают документы, нужно идти в другой полицейский участок. Но и тут может не повезти.

Какие документы нужны для оформления «белого картона»

В первую очередь вам потребуется загранпаспорт. В нем должны быть печать с датой и местом въезда. Если вы не в отеле, также необходим договор аренды, в котором вы будете вписаны.

Кроме того, нужна копия личной карты владельца недвижимости, а также заверенная у нотариуса доверенность, по которой у вас будет разрешение для самостоятельной регистрации в квартире или доме.

В полицию нужно принести два (на человека) уже заполненных экземпляра «белого картона». Там, после проверки документов, полицейский заверит их — поставит подпись и печать. Скачать форму для заполнения можно здесь.

Что писать в форме

В «белом картоне» нужно указать фамилию и имя (как в загранпаспорте), номер паспорта, дату рождения, пол, место и страну рождения, гражданство. Также прописываем дату пересечения границы и место въезда в страну, адрес регистрации в Сербии, имя, фамилию и номер удостоверения личности владельца квартиры и, конечно, дату регистрации.

Источник: unsplash.com

Где нужен «белый картон»

Справку о регистрации у вас спросят:

◾️ в банке при открытии счета;

◾️ в больнице, если вам потребуется помощь;

◾️ при оформлении медицинской страховки;

◾️ при оформлении водительских прав;

◾️ при оформлении ВНЖ;

◾️ при оформлении справки о несудимости в консульствах в Сербии.

«Белый картон» могут также спросить при устройстве на работу и на границе при «визаране». Очень редко, но бывает — полицейские просят показать «белый картон» на улице.

❗️ Подчеркнем, что «белый картон» условно делится на три вида:

⚫️ отельный. Его выдают в отеле, где вы остановились, и действует только на время вашего проживания.

⚫️ с посуточной аренды. Он оформляется владельцем квартиры, которую вы снимаете посуточно, и действует на срок аренды.

⚫️ с долгосрочной аренды. Его делает либо арендодатель, либо вы оформляете самостоятельно. Он является единственным видом «белого картона», подходящим для оформления ВНЖ.

Также, некоторые банки могут отказать в открытии счета иностранцу, если у него нет «белого картона» с долгосрочной аренды.