Наверняка многие завели телеграм-каналы после эмиграции, чтоб делиться своими историями свежеиспеченных мигрантов.

Поэтому сегодня я поделюсь своим путем телеграмоводства: с чего начинал, как продвигал, что сработало а что нет, как выбирать канал для закупки рекламы и т.д. Короче, бери-и-делай список!

Контент в Телеграм

  • Начну с банального, но...Нужно найти тему интересную в первую очередь себе. От этого зависит долгосрочность вашего канала.
  • Люди читают и шерят разный контент, не только полезный. Я например делюсь с женой смешными рилсами с собачками в инстаграме, а с друзьями трейлерами из фильмов «Марвел».
  • Через эксперименты найти свой комфортный режим постинга. Ибо в начале захочется писать несколько раз в день, но потом такой темп может быть сложно поддерживать и можно выгореть.
Создаём Telegram-бота без кода с помощью сервиса n8n
Сделать такого бота мне помог новый сервис автоматизации n8n. Это аналог Zapier, только более мощный, наглядный и бесплатный. Составляем цепочки действий, подцепляем токены, настраиваем триггеры и всё это без кода.

Как писать в Телеграм

  • Все приложения Telegram разные: MacOS, Windows, Andrdoid, iOS. Например, на маке, если ставишь ссылку на курсивный текст, то текст остается курсивом и с ссылкой. На винде же (по крайней мере, раньше), текст теряет курсивность в этом случае.
  • То, что определенным образом выглядит на маке, необязательно также выглядит на андроиде. Например, monospace text.
  • Писать посты на андроиде — это боль. Вы, например, не сможете сделать текст-ссылку — только вставлять полный адрес и занимать тем самым драгоценное количество символов на пост. Или не получится сделать жирный или курсивный текст без знания Markdown.
  • На телефоне, если копируете пост с форматированием, нужно вставлять его через удержание пальцем и действие Paste (Вставить). Если вставляете через кнопку быстрой вставки на клавиатуре, то все форматирование слетит.
  • Посты с прикрепленной картинкой имеют меньше доступных символов.
  • Если делать Forwarding своего сообщения из Saved Messages в канал, то надписи Forwarded message from … не будет. Иногда удобно на ходу запостить с телефона заранее подготовленный пост.
  • Когда прикрепляешь ссылку к посту, она создает красивую превьюху с картинкой и заголовком. Так вот, если в тексте есть несколько ссылок, он создает превью из первой по счету ссылки в тексте. Если вы хотите прикрутить превью из ссылки, которая по смыслу находится в конце текста, придется накидывать эту ссылку на какую-нибудь точку в начале текста. При этом на винде можно поставить ссылку на пробел, а на маке этого сделать нельзя!

Комментарии и чат в Телеграм

  • Чтоб прикрутить комментарии, вам нужно создать отдельную группу (чат). Причем она должна быть публичная.
  • Сразу подумайте насчет чатика. Если вы подключили коменты, значит он у вас уже есть — осталось только рассказать о нем. Первый год я ни разу не упоминал про чат, и поэтому там никого не было.
  • Но из этого чатика-комментариев не сделать форум, потому что он требует приватный тип группы. Поэтому если хотите и комментарии, и форум, придется создавать две группы.
  • Чтобы избавиться от спама и ссылок в вашем чате, можно поставить бота Group Help. Бесплатный и очень гибко настраиваемый.
  • Чтобы писать в чате от имени своего личного аккаунта, а не от лица чата, нужно зайти в настройки чата — Администраторы — тапнуть по своей мордахе и дальше выключить настройку Remain Anonimous.

Продвижение в Телеграм

  • Добавить всех людей из контактов, с которыми вы хоть как-то знакомы, в ваш канал. Да, можно насильно подписать людей на ваш канал. Но т.к вас могут зарепортить и забанить, лучше выбирать близких людей. В итоге это даст начальную аудиторию, которая будет давать фидбек и мотивировать писать.
  • Существенной органики в Телеграме нет, поэтому найти ваши крутые посты по ключевым словам люди не смогут. Максимум через репосты в свои паблики, чаты или сториз.
  • Однако есть люди, которые ищут каналы и чаты в поиске. Мало, но ищут. А теперь представьте, что может вбивать в поиске ваш целевой подписчик и включите эту фразу в название канала.
  • Можно добавить канал во всевозможные каталоги, типа: tgstat.ru, tlgrm.ru, telegros.ru и куча других. Но честно говоря, я не уверен, что они хоть что-то приносят, кроме рекламодателей. Но для спокойствия 15 минут можно потратить.
  • Если вы пишете прикладной полезный контент, то в начале можно порепостить его на релевантные площадки (vc, habr и тд). Я таким образом набрал первые 2-3 тыщи.
  • Инфоповоды и хайпы работают. Но т.к. у вас еще нет аудитории, то подхватывать хайпы нужно на других площадках (смотри предыдущий пункт). После начала мобилизации тема «резкой эмиграции» возросла, и поэтому нужный контент мог стать виральным (как мой пост-сборка для тех, кто уехал и не знает, что делать дальше).
  • Правильная ссылка в правильном чате тоже может привести народ. Правильная ссылка — это ссылка, которая следует после полезного ответа и которая может дополнить ответ. А правильный чат — это чат, который не удаляет ссылки. Я так делал в пиковые моменты в одном известном крупном чате по эмиграции.

Как покупать рекламу в Телеграм

  • Но самый действенный способ набрать аудиторию — это конечно же покупка рекламы в других каналах. Дальше больше про это.
  • В самом начале я пробовал покупать рекламу в мелких каналах, до 10 тысяч подписчиков. Это не давало ощутимого выхлопа. Но затем я решил потратиться и купить рекламу в канале 50к+, и оттуда пришла добрая тыща-полторы людей, что очень меня вдохновило.
  • Но то, что указано в предыдущем пункте не является показательным. Факторов удачной закупки много: время-день рекламы, тематика канала, ценность рекламного поста и т.д.
  • Подробнее про факторы успеха рекламной кампании:
    - День: понедельник-четверг.
    - Время: до обеда.
    - Канал: с живой ЦА.
    - Рекламный пост: с сочной завлекушечкой перейти в ваш канал (либо анонсы самых крутых постов, либо цельный полезный пост). Например, у меня был про то, что ВНЖ Португалии можно получить с одним паспортом и ссылка на нашу историю.
    - Стиль поста: подстройка под стиль канала (опционально, т.к честная реклама иногда работает лучше).
    - Инфоповод (опционально): то есть прорекламироваться в день определенного события и подсветить это.
  • Не думайте, что никому не интересно вас читать. Даже если вы просто пишите про жизнь своей собаки, вы найдете свою аудиторию. Просто искать ее нужно в соответствующих каналах.
  • Где искать каналы для рекламы? Идем в tgstat и ищем. Проблема только в том, что люди остроумные и называют свои каналы типа «Пароль от вайфая» и хрен ты найдешь его по запросу «цифровые кочевники». Поэтому что делаю я: нахожу в поиске какой-нибудь крупный канал по тематике, иду в его статистику и выбираю раздел «Цитирование». Входящие упоминания — кто постил ссылку на канал; Исходящие — какие каналы упоминал сам. И дальше так смотреть у других каналов до бесконечности. Таким образом можно смотреть, где закупались конкуренты и расширить список потенциальных каналов.
  • Дальше важно выбрать хороший канал для покупки рекламы. От его качества зависит спустите ли вы деньги на ветер или обретете хорошую аудиторию. Ниже разберу метрики и значения, на которые я смотрю.
  • Пики роста подписчиков (особенно в начале) и их источники. В разделе «Подписчики» можно выбрать любой день и увидеть как по часам подписывались/отписывались люди. Очевидно, что если в течение всего дня на канал пришли тысячи только в течение одного часа, то это накрутка ботами.
  • Также обратите внимание на «Анализ просмотров». Если накрутки просмотров нет, то график будет плавный: самый высокий в начале и ниже с течением времени.
Как раскрутить телеграмм канал
  • Охват рекламного поста — показывает сколько человек увидит пост за 12 часов, 24 часа и 48 часов. Но я еще смотрю в самом канале сколько просмотров набирается у постов за промежуток времени.
  • Реальная вовлеченность на канале: лайки, шеры и комментарии.
  • Особое внимание я уделяю тому, сколько в принципе % подписчиков читают посты. Чем больше, тем точнее и живее аудитория на канале. Часто этот показатель меньше 20%. У авторских каналов выше — 20-30%. Я ориентируюсь на каналы с >30%.
  • Отлично если у канала недавно был закуп — большой приток новой аудитории. Есть высокая вероятность поймать своим рекламным постом хорошую вовлеченность.
  • Дальше нужно просто написать админу канала и запросить стоимость и ближайшие свободные даты. Учтите, админы отвечают долго, по себе знаю. Если цена и дата вас устраивают, то нужно бронировать через предоплату. Да, придется отсылать деньги незнакомцу, но так устроено.
  • Не доверяйте памяти владельцев канала и боритесь за справедливость. Вежливо. Не раз бывало, что админы снимали мою рекламу раньше срока. Я это подмечал, писал им и иногда получал дополнительный пост бесплатно. Бывало, что забывали запостить вовсе, признавали косяк и оставляли пост на дольше в ленте.

Разное

  • Если вы собираетесь писать информационные тексты, обязательно прочтите «Пиши, сокращай» Ильяхова. Очень практичная книга, из которой я подчерпнул множество инсайтов.
  • Контент будут тырить. Особенно если это уникальный полезный материал. Будут постить без ссылки на вас и ничего тут не сделаешь. Можете пожаловаться чатужэпэтэ.
  • Из предыдущего вытекает, что если вы пишите полезнючие лонгриды, то заведите сразу сайт и дублируйте контент туда. В долгосроке это может принести трафик, а в моменте — хотя бы гугол будет точно знать, что это ваш контент.
  • Я пользуюсь всего двумя тулзами: Fleep bot и Livegram bot. Первый для отложенного постинга, но я им не пользуюсь. Зато он отлично конвертирует текст из Notion в Телеграм. Второй — это бот обратной связи. Все чаты будут в одном диалоге, но это же его и минус. Найти о чем вы говорили с человеком месяц назад можно только через поиск по имени или примерному контексту.
  • Не старайтесь угодить своим контентом ВСЕМ. Это невозможно. Сосредоточтесь на вашей фишке и не изменяйте ей. Нишевость рулит. Кстати отсюда вытекает следующее...
  • Ну и не переживайте из-за отписок! С каждой отпиской ваша аудитория становится только качественнее. Ведь это важно, а не количество!