Недавно я писал какие профессии вынуждают путешествовать. А один из читателей канала поделился своей историей номадства, не будучи айтишником. Кем он работает? Наш сегодняшний герой — инженер-гидрограф.
О себе
Меня зовут Валентин, мне 33 года, холостой, я из Мурманска, но последние 15 лет жил в Санкт-Петербурге.
Основной источник моего дохода в последние годы - это работа по всему миру в области подводного строительства ветроэлектространций (ветряных ферм wind farm), а также другие подводные исследования.
Хобби - фотография и FPV дроны, также люблю музыкальные инструменты, но тут у меня крайности - укулеле и бас-гитара.
Какой бэкграунд
Я заканчивал академию Макарова, с детства в Мурманске видел ледоколы и мечтал ходить в полярные экспедиции, поэтому и поступил на арктический факультет. В 20 лет исполнил эту мечту. Профессия называется «Инженер-гидрограф».
Очень широкая область деятельности, от подводной навигации и сопровождения подводного строительства, до поиска и подъема ценностей со дна водоемов или уничтожение или нейтрализация под водой мин, боеприпасов или химического оружия.
Опыт работы
Я имею опыт работы по всему миру, два раза участвовал в экспедициях на географический Северный Полюс, один раз в Антарктиду. Был практически везде на Земле, кроме Северной Америки и Австралии. География поездок за последний год - Корея, Тайвань, Япония, Турция, Нидерланды, Франция, Дания, Германия, Азербайджан, Великобритания, Испания.
За это время работал в кабелеукладке для ветрогенераторов, занимался обследованием древнегреческих трирем, искал и уничтожал боеприпасы времен ВМВ, управлял подводными и надводными дронами, даже утилизировал старые буровые платформы.
Варианты работы есть разные: есть фриланс, есть контракт. Сейчас у меня контракт. Заказчики меняются. Да и фирму не проблема сменить если есть репутация.
Где базируетесь
В данный момент базируюсь в Турции, но в начале следующего года перебираюсь в Испанию, скорее всего в Барселону. В Турции легализовался как турист (пока была открыта подача на такой тип ВНЖ), но в этом году волей случая оказался в Барселоне и влюбился в этот город.
ВНЖ в Барселоне получил по визе цифрового кочевника Испании, со скрипом, но получил. Испанцы не понимали что я за специалист, пришлось долго объяснять мне и сингапурской фирме, на которую я работаю, но в итоге ВНЖ одобрили (пришлось открывать Аутономо (ИП)). Плюс сыграло роль то, что я теперь могу работать удаленно, управляю автономными дронами в любой части света с помощью связи Starlink.
Как выглядит рабочий день
Рабочий день у меня простой - просыпаюсь, завтракаю, иду на вахту, обычно работаю в ходовом мостике (рубке), но тут бывают варианты. Далее принимаю вахту у коллеги и выполняю сегодняшний объем работ, согласно проекту.
Примерные задачи такие: что-то обследовать, что-то отрезать под водой, что-то найти и т.д. Естественно я делаю не сам, а делают это роботы/водолазы/краны/дроны, если пытаться объяснить в рамках игровых механик - я тот человек который создает мини-карту, ставит всем задачи которые надо выполнить, а также даю позицию для всех. Для этого есть много разных приборов и датчиков, это - моё зрение.
У нас на борту люди работают 24 часа, есть смены обычно 00-12/12-00, 06-18/18-06. Если работаю из дома дроном - рабочий день стандартные 8 часов, и так как персонал рассредоточен по всему миру, то все работают в удобном графике (один человек из Азии, один из Америки, один из Европы). Либо может тоже быть 12 часов, но это реже.
Я обычно работаю 12 часов, по минутам описывать это сложно, да и не сильно приветствуется из-за NDA. Но могу сказать, что у меня обычно трех- или четырех-разовое питание, а также есть много кофе. Могу работать как днём, так и ночью, без выходных. Рабочая смена не больше 4-5 недель, а далее отдых. Рабочих дней не больше 170 в году.
С коллегами обычно работаем на английском, чтобы все понимали, но на русском между собой часто общаемся, очень многие на нём любят говорить и говорят. Документация вся всегда на английском. Коллеги всегда из разных стран: сейчас мой сменщик из Индонезии, а наш научный состав солянка: Египет, Польша, Россия, Украина, Британия, Греция, Италия, Латвия, США, Индия. Конфликтов на национальной почве практически никогда нет, мы все-таки интернациональные люди. Но личные конфликты бывают.
Зарплата
У сингапурской компании, с которой я работаю бухгалтерия простая — налоги платят сверху в ЗП, а дальше сам решаешь, что с ними делать. Но в других странах бывает иначе.
Порядок заработка за год, гросс до налогов, варьируется от €50 000 до… Ну тут зависит от должности, хороший специалист может иметь €100 000 в год. Это обычный специалист, не менеджер, без руководящих обязанностей — просто хороший мидл или обычный синьор. С руководящими должностями точный предел не знаю, но был на проектах где специалистам €1000+ в день платят, если должность патичифа (это, можно так сказать, тимлид).
Как обстоят дела с визами и границами
У меня есть морские документы, в некоторые страны с ними можно ехать без виз - например Япония или Великобритания. Иногда просто получить визу - тот же ЕС дает визы экипажам для работы.
Границу всегда весело проходить, зависит от пакета документов и границы, но часто погранцы или службы безопасности аэропортов не знают как с тобой работать, приходится искать старших сотрудников. Зато на таможне часто фраза: "моряк избавляет от лишнего контроля". В некоторых аэропортах есть даже специальные пункты контроля для моряков, где границу проходишь за считанные минуты.
Как проходит время вне работы
Дома в промежутках между вахтами занимаюсь разным, сейчас я активно осваиваю нейросети и прочие языковые модели, пытаюсь их применять в своей деятельности, для этого могу днями мучать свой ноутбук, ковыряя Stable Diffusion или его аналоги.
Люблю программировать микроконтроллеры, соединять разные технологии, например могу присоединить диал-ап соединение на основе раций к старлинку just for fun. Отлично создаю всякие необычные игрушки, или делаю необычные девайсы на основе гироскопов, светодиодов, элементов умного дома, и прочих деталей с алиэкспресс.
Также люблю просто повеселиться в приятной компании, выпить вина, вкусно поесть. Могу внезапно сорваться в любую рандомную точку планеты, чтобы там отдохнуть.
3 пункта За и Против такого образа жизни
3 пункта которые нравятся при таком образе жизни:
- Свобода в перемещении, разнообразие деятельности, всегда что-то новое во время работы.
- Обожаю любоваться рассветами и закатами в море. Каждый раз как в первый раз.
- Отличная оплата и возможность копить средства, так как в море их некуда тратить, а питание, и все остальное обеспечивается на борту.
Ну и минусы такого образа жизни выходят из плюсов:
- Приходится много, МНОГО путешествовать, это может изматывать. Ненавижу летать на вертолетах, но часто это делаю.
- Сложно наладить отношения, оторванность от дома или семьи.
- Достаточно муторный процесс получения специфических бумажек и сертификатов. Часто приходится несколько раз за год ездить сдавать всякие нормативы, так как работа сопряжена с большими рисками для жизни и здоровья.
Дальнейшие планы
Сейчас планирую пожить в Барселоне некоторое время, а далее решу что делать дальше. Может останусь, а может и дальше продолжу кочевать, так как есть причины почему Испания может меня не устроить (в основном это связано с мутной налоговой системой)
Если у вас есть интересный опыт необычного кочевничества, то пишите мне в бота или форму!