Недавно я писал какие профессии вынуждают путешествовать. А один из читателей канала поделился своей историей номадства, не будучи айтишником. Кем он работает? Наш сегодняшний герой — инженер-гидрограф.

О себе

Меня зовут Валентин, мне 33 года, холостой, я из Мурманска, но последние 15 лет жил в Санкт-Петербурге.

Основной источник моего дохода в последние годы - это работа по всему миру в области подводного строительства ветроэлектространций (ветряных ферм wind farm), а также другие подводные исследования.

Хобби - фотография и FPV дроны, также люблю музыкальные инструменты, но тут у меня крайности - укулеле и бас-гитара.

Какой бэкграунд

Я заканчивал академию Макарова, с детства в Мурманске видел ледоколы и мечтал ходить в полярные экспедиции, поэтому и поступил на арктический факультет. В 20 лет исполнил эту мечту. Профессия называется «Инженер-гидрограф».

Очень широкая область деятельности, от подводной навигации и сопровождения подводного строительства, до поиска и подъема ценностей со дна водоемов или уничтожение или нейтрализация под водой мин, боеприпасов или химического оружия.

Опыт работы

Я имею опыт работы по всему миру, два раза участвовал в экспедициях на географический Северный Полюс, один раз в Антарктиду. Был практически везде на Земле, кроме Северной Америки и Австралии. География поездок за последний год - Корея, Тайвань, Япония, Турция, Нидерланды, Франция, Дания, Германия, Азербайджан, Великобритания, Испания.

За это время работал в кабелеукладке для ветрогенераторов, занимался обследованием древнегреческих трирем, искал и уничтожал боеприпасы времен ВМВ, управлял подводными и надводными дронами, даже утилизировал старые буровые платформы.

Варианты работы есть разные: есть фриланс, есть контракт. Сейчас у меня контракт. Заказчики меняются. Да и фирму не проблема сменить если есть репутация.

Где базируетесь

В данный момент базируюсь в Турции, но в начале следующего года перебираюсь в Испанию, скорее всего в Барселону. В Турции легализовался как турист (пока была открыта подача на такой тип ВНЖ), но в этом году волей случая оказался в Барселоне и влюбился в этот город.

ВНЖ в Барселоне получил по визе цифрового кочевника Испании, со скрипом, но получил. Испанцы не понимали что я за специалист, пришлось долго объяснять мне и сингапурской фирме, на которую я работаю, но в итоге ВНЖ одобрили (пришлось открывать Аутономо (ИП)). Плюс сыграло роль то, что я теперь могу работать удаленно, управляю автономными дронами в любой части света с помощью связи Starlink.

Как выглядит рабочий день

Рабочий день у меня простой - просыпаюсь, завтракаю, иду на вахту, обычно работаю в ходовом мостике (рубке), но тут бывают варианты. Далее принимаю вахту у коллеги и выполняю сегодняшний объем работ, согласно проекту.

Примерные задачи такие: что-то обследовать, что-то отрезать под водой, что-то найти и т.д. Естественно я делаю не сам, а делают это роботы/водолазы/краны/дроны, если пытаться объяснить в рамках игровых механик - я тот человек который создает мини-карту, ставит всем задачи которые надо выполнить, а также даю позицию для всех. Для этого есть много разных приборов и датчиков, это - моё зрение.

У нас на борту люди работают 24 часа, есть смены обычно 00-12/12-00, 06-18/18-06. Если работаю из дома дроном - рабочий день стандартные 8 часов, и так как персонал рассредоточен по всему миру, то все работают в удобном графике (один человек из Азии, один из Америки, один из Европы). Либо может тоже быть 12 часов, но это реже.

Я обычно работаю 12 часов, по минутам описывать это сложно, да и не сильно приветствуется из-за NDA. Но могу сказать, что у меня обычно трех- или четырех-разовое питание, а также есть много кофе. Могу работать как днём, так и ночью, без выходных. Рабочая смена не больше 4-5 недель, а далее отдых. Рабочих дней не больше 170 в году.

С коллегами обычно работаем на английском, чтобы все понимали, но на русском между собой часто общаемся, очень многие на нём любят говорить и говорят. Документация вся всегда на английском. Коллеги всегда из разных стран: сейчас мой сменщик из Индонезии, а наш научный состав солянка: Египет, Польша, Россия, Украина, Британия, Греция, Италия, Латвия, США, Индия. Конфликтов на национальной почве практически никогда нет, мы все-таки интернациональные люди. Но личные конфликты бывают.

Зарплата

У сингапурской компании, с которой я работаю бухгалтерия простая — налоги платят сверху в ЗП, а дальше сам решаешь, что с ними делать. Но в других странах бывает иначе.

Порядок заработка за год, гросс до налогов, варьируется от €50 000 до… Ну тут зависит от должности, хороший специалист может иметь €100 000 в год. Это обычный специалист, не менеджер, без руководящих обязанностей — просто хороший мидл или обычный синьор. С руководящими должностями точный предел не знаю, но был на проектах где специалистам €1000+ в день платят, если должность патичифа (это, можно так сказать, тимлид).

Как обстоят дела с визами и границами

У меня есть морские документы, в некоторые страны с ними можно ехать без виз - например Япония или Великобритания. Иногда просто получить визу - тот же ЕС дает визы экипажам для работы.

Границу всегда весело проходить, зависит от пакета документов и границы, но часто погранцы или службы безопасности аэропортов не знают как с тобой работать, приходится искать старших сотрудников. Зато на таможне часто фраза: "моряк избавляет от лишнего контроля". В некоторых аэропортах есть даже специальные пункты контроля для моряков, где границу проходишь за считанные минуты.

Как проходит время вне работы

Дома в промежутках между вахтами занимаюсь разным, сейчас я активно осваиваю нейросети и прочие языковые модели, пытаюсь их применять в своей деятельности, для этого могу днями мучать свой ноутбук, ковыряя Stable Diffusion или его аналоги.

Люблю программировать микроконтроллеры, соединять разные технологии, например могу присоединить диал-ап соединение на основе раций к старлинку just for fun. Отлично создаю всякие необычные игрушки, или делаю необычные девайсы на основе гироскопов, светодиодов, элементов умного дома, и прочих деталей с алиэкспресс.

Также люблю просто повеселиться в приятной компании, выпить вина, вкусно поесть. Могу внезапно сорваться в любую рандомную точку планеты, чтобы там отдохнуть.

3 пункта За и Против такого образа жизни

3 пункта которые нравятся при таком образе жизни:

  1. Свобода в перемещении, разнообразие деятельности, всегда что-то новое во время работы.
  2. Обожаю любоваться рассветами и закатами в море. Каждый раз как в первый раз.
  3. Отличная оплата и возможность копить средства, так как в море их некуда тратить, а питание, и все остальное обеспечивается на борту.

Ну и минусы такого образа жизни выходят из плюсов:

  1. Приходится много, МНОГО путешествовать, это может изматывать. Ненавижу летать на вертолетах, но часто это делаю.
  2. Сложно наладить отношения, оторванность от дома или семьи.
  3. Достаточно муторный процесс получения специфических бумажек и сертификатов. Часто приходится несколько раз за год ездить сдавать всякие нормативы, так как работа сопряжена с большими рисками для жизни и здоровья.

Дальнейшие планы

Сейчас планирую пожить в Барселоне некоторое время, а далее решу что делать дальше. Может останусь, а может и дальше продолжу кочевать, так как есть причины почему Испания может меня не устроить (в основном это связано с мутной налоговой системой)


Если у вас есть интересный опыт необычного кочевничества, то пишите мне в бота или форму!