В Черногории множество прекрасных мест, которые обязательны к посещению — Скадарское озеро, гора Ловчен, национальный парк Дурмитор, горные монастыри и еще десятки достопримечательностей. И часто добраться до них можно только на машине.

Именно с таким неудобством маленькой курортной страны столкнулась CRM-маркетолог, автор Telegram-канала «Таки кочуем!» Ирина. Она разобралась, какие есть альтернативы для туристов.

***

Пока мы жили в Питере, я искренне не понимала, почему люди так стремятся сдать на права и купить машину. Парковку фиг найдешь, в центр с машиной лучше не соваться, а сама тачка и ее обслуживание — удовольствие не дешевое. Зачем все это, когда есть метро, такси и электросамокаты?

С бурным развитием каршеринга все это начало казаться чуть более осмысленным, но глобально все еще были вопросики.

Иммиграция в Черногорию

Необходимо ли водительское удостверение за границей

Насколько сильно я недооценивала наличие прав, дошло только после полутора лет путешествий. Оказывается, что далеко не везде общественный транспорт хорош, а такси дешево. Где-то так вообще без машины/байка ты не выберешься за пределы города или даже района (привет, Бали).

И если на Бали вопрос быстро решается покупкой прав за $100, то в других странах проблема почти нерешаемая. Будь добр, получи ВНЖ, проживи с ним полгода, а потом дуй на экзамены.

Есть исключения в виде Грузии, где можно сделать это и без ВНЖ. Но после введения новой системы, там в принципе фиг сдашь. И деньгами не поможешь.

Переезд в Черногорию

Жизнь без машины в Черногории

Черногория оказалась одним из мест, где без машины, мягко говоря, не комфортно. Мы поселились в 3,5 км от центра Будвы. Преодолеть на машине это расстояние можно минут за 5–7, а на своих двоих — почти за час. А учитывая, что ближайший крупный супермаркет находится в Будве, то ходить туда и обратно с пакетами предстояло регулярно.

Эту проблему мы решили, арендовав велики, и я в тайне надеялась, что на них мы сможем гонять по всему побережью. Но посмотрев на эти извилистые серпантинные дороги и скорость перемещения по ним, оставила эту идею.

При этом самое крутое, что есть в Черногории для туриста — это природа. Дурмитор, Скадарское озеро, Ловчен, Которский залив, водопады и каньоны — все это становится трудно достижимым без машины.

Да, до Котора добраться можно общественными междугородними автобусами (хотя и там не без веселья, проверяли), но в чуть более отдаленные локации — только в составе туристической группы или в рамках индивидуального тура. Первый вариант не самый удобный, учитывая, что до точки старта нужно еще как-то добраться к раннему утру. Второй не бюджетный: цены пляшут от €200 за всю машину до €350 за одного человека. Все зависит от везения и конкретной локации.

В итоге список мест, которые хочется посетить в Черногории пришлось сократить до неприличного минимума. И такое происходит с нами далеко не в первой стране.

Не будьте мной. Получите эти чертовы права даже если не уверены, что они вам нужны. Пусть будут на всякий случай.

Как работает общественный транспорт в Черногории

Как я говорила, без машины туристу в Черногории тяжко, но все же это не значит, что стоит забить на поездку, если у вас нет прав. Ведь есть междугородные автобусы!

Куда ездят в Черногории?

Гоняют они по всем основным городам Черногории, а также в соседние страны.

Точка старта — автовокзал наиболее крупного города. Так, из Рафаиловичей или Бечичей фиг куда уедешь, а вот из Будвы — хоть куда. Главное, добраться до «autobuska stanica».

Сколько стоит транспорт в Черногории

Тут все зависит от маршрута. Например, от Будвы до Котора можно доехать за €3–4,5, до Бара и Подгорицы за €5–7,5. Чем круче автобус и попсовее время, тем дороже.

В теории купить билет можно прямо на кассе автовокзала и онлайн. На практике — можно заплатить и внутри автобуса/маршрутки после отправления. Но работает это не всегда.

Как переехать в Черногорию

Нюансы путешествия по Черногории

🟡 Доплатите за печать

По неведомым причинам электронной версии билета недостаточно. Нужна бумажка, от которой водитель должен оторвать часть для отчетности. Поэтому перед стартом нужно распечатать электронный билет на кассе.

Стоимость сей услуги скачет: в Будве берут за это €1,3, в Баре €1 и в Подгорице €0. При этом если купить билет уже в автобусе после отправления, то за печать доплачивать не надо.

🟡 Готовьтесь подождать

В теории автобусы ходят по расписанию с сайта, на практике же все зависит от конкретного автобуса.

Как-то раз я взяла билет Будва–Бар и по старой памяти пришла заранее, за полчаса. В итоге прождала автобус почти час. А все потому, что «этот автобус каждый день опаздывает на 20 минут». Жаль что узнать об этом можно только от сотрудников автовокзала, а не из расписания.

🟡 Забейте на место

Покупая билет, вы автоматом занимаете определенное кресло в автобусе. Только вот всем на это плевать: кто первый занял место, тот там и сидит.

🟡 Готовьтесь стоять

Не совсем понимаю, как это работает, но иногда случается «овербукинг», из-за которого людям приходится ехать, стоя в проходе. Лично наблюдала такую картинку.

При этом выехать из Будвы или из Котора с «овербукингом» как будто бы не получится: там просто не продают билеты, если места для сидения закончились. А вот из Бара — изи!

Что в итоге

На междугородних автобусах перемещаться можно. Маршрутов много, рейсов тоже. Но нужно быть готовым к тому, что единой системы нет: правила игры меняются от города к городу. И пока вы сами не проверите конкретный маршрут, вряд ли о них узнаете. Вроде не критично, но планировать что-то с подобными нюансами сложновато.