Я раньше думал, что это абсолютно нереально — получить первый заказ на фриланс бирже. Думал, что надо читерить, добывать фейковые отзывы, просить друзей сделать заказ тд.
Последние несколько месяцев я пробовал поработать как веб-разработчик на платформе для фрилансеров Upwork. И в этой статье я опишу мои конкретные действия, которые увеличили шансы получения заказов и минимизировали расходы коннектов.
0. Упустим момент, что ваш профиль должен быть живым, иметь фотографию, имя и описание, которое говорит о вас как о человеке, а не бездушной машине. Мы подсознательно начинаем доверять человеку больше, если знаем про что-нибудь личное из его жизни.
1. Заполнить профиль, используя ключевые слова, относящиеся к вашим услугам (motion design, Wordpress, Laravel, Photoshop и тд). Пробегаемся по поиску заказов, смотрим как уже ищут ваши услуги, какие слова используют — вот эти слова и вставляем в описание. Но не нужно лепить всё подряд: Upwork позволяет сделать несколько специализаций, поэтому лучше создать отдельный подпрофиль, заточенный под свои ключевики. Если рисуете иллюстрации и создаете анимации, то лучше создайте под каждую услугу свою специализацию.
2. Чтобы попасть в как можно большее число поисковых запросов, расширяем охват:
- Project preference — выбираем Both short and long;
- Experience level — ставим Expert;
- Availability — ставим As needed (и ни в коем случае не ставить Not available, даже если вы собрались в отпуск!);
- Languages — English нужно ставить Expert, даже если это не так. Мне кажется эти настройки должны быть выставлены по умолчанию.
3. Настраиваем (и сохраняем!) поисковый запрос заказов. Это позволит не настраивать их каждый раз, найти запрос именно под вас и выйграть драгоценные минуты:
- Создаем отдельно два типа каждого запроса: hourly и fixed-price. То есть будет два отдельных поиска по слову "Website design": с фиксированной и почасовой оплатой;
- Не выбираем Experience level — пусть показывает все;
- Number of Proposals — я отмечаю "Less than 5" и "5 to 10". Вряд ли клиент будет разбирать пачку откликов, которая больше 10 штук;
- Отмечаем Payment verified — отсекаем халявщиков;
- Client history — "1 to 9" и "10+ hires". Нужно отсечь новичков — они еще не привыкли пользоваться платформой и могут запросто отвалиться, а коннекты нам уже никто не вернет;
- и так для каждого поискового запроса.
4. Ловить мелкие заказы с фикспрайсом, чтобы быстро набрать отзывы. Найти крупного клиента с продолжительным проектом — это главная цель. Но в начале не нужно искушаться и тратить коннекты на такие заказы.
5. Так как цель поймать американских, британских или австралийских заказчиков (ну это очевидно), нужно подстраиваться под их утро и ловить новые работы в это время. Практика показывает, что больше заказов появляется именно утром.
6. Интересуют работы, выставленные не позднее чем 1 час назад. Самые сочные — выставленные несколько минут назад, соответственно. На другие даже можно не тратить время и коннекты. Исключением может быть очень специфичный заказ, у которого даже спустя несколько часов мало или совсем нет откликов, тогда его можно рассмотреть подробнее, если он попадает под ваши компетенции.
7. На что смотрю в работе:
- Оценка клиента больше, чем 4,5 и больше 5 ревьюс. Если ревью очень много, но оценка ниже, то можно сделать поблажку, проверить за что снизили;
- Hire rate больше 60%. То есть больше, чем в половине случаев, клиент таки кого-то нанимает на заказ. И это уже хорошо, т.к. это нормальная практика на Upwork;
- Потратил больше 10к (желательно). Если много потратил, значит потратит еще и есть шанс стать для него постоянщиком;
- Interviewing — должно быть 0. Если стоит 1 или больше, это значит, что клиент уже ответил кому-то на отклик и ведёт диалог;
- Hires — должно быть 0. Тут важно: почему-то даже если клиент уже нанял кого-то для работы, вакансия не закрывается и на нее можно бессмысленно потратить коннекты (даже если клиент искал 1го фрилансера!). Для меня по-началу это было неочевидно, я даже не обращал на это внимание и просаживал коннекты 😭;
- Еще можно смотреть на "avg hourly rate paid", чтобы понять какую стоимость ожидает клиент и адаптировать свой прайс, если это не сильно критично;
- Еще иногда клиент указывает страну, из которой должен быть фрилансер. Если я вижу "Philippines", то иду мимо, потому что клиент явно хочет сэкономить.
8. И последнее — cover letter:
- Не нужно писать воду типа того как вас зовут, какой у вас опыт и откуда вы. Заготовленные полотна не читают☹️;
- Отталкиваясь от описания вакансии, находим подход к клиенту: сайт связан с музыкой? пишем, что играем на барабанах; нужно сделать ролик для агентства недвижимости? говорите, что как раз недавно купили квартиру и т.д.;
- Если задача описана подробно и есть понимание как её выполнить — нужно написать как вы будете её делать с конкретикой или даже написать, что уже начали делать;
- А если вы делали уже что-то подобное, то нужно сразу писать про этот кейс и прикладывать ссылку на работу;
- Закончить письмо вопросом, типа как Call to Action, чтобы клиенту машинально захотелось ответить. А если он ответил, то завяжется диалог (и графа Interviewing увеличится на единицу, отсекая таких же прошаренных как мы), а еще вы получите коннекты.
Какой вопрос: "какой адрес вашего сайта, чтобы я мог точнее оценить работу?", "у меня есть похожая работа, куда её загрузить?", "я начал делать эскиз, какие есть пожелания?" и т.д. - Помните, что счет идет на минуты и важно быть одним из пятерки первых написавших.
Короче, самое главное, чтобы заказчик кайфанул от работы с вами еще до самой работы 😍