Я раньше думал, что это абсолютно нереально — получить первый заказ на фриланс бирже. Думал, что надо читерить, добывать фейковые отзывы, просить друзей сделать заказ тд.
Последние несколько месяцев я пробовал поработать как веб-разработчик на платформе для фрилансеров Upwork. И в этой статье я опишу мои конкретные действия, которые увеличили шансы получения заказов и минимизировали расходы коннектов.
0. Упустим момент, что ваш профиль должен быть живым, иметь фотографию, имя и описание, которое говорит о вас как о человеке, а не бездушной машине. Мы подсознательно начинаем доверять человеку больше, если знаем про что-нибудь личное из его жизни.
1. Заполнить профиль, используя ключевые слова, относящиеся к вашим услугам (motion design, Wordpress, Laravel, Photoshop и тд). Пробегаемся по поиску заказов, смотрим как уже ищут ваши услуги, какие слова используют — вот эти слова и вставляем в описание. Но не нужно лепить всё подряд: Upwork позволяет сделать несколько специализаций, поэтому лучше создать отдельный подпрофиль, заточенный под свои ключевики. Если рисуете иллюстрации и создаете анимации, то лучше создайте под каждую услугу свою специализацию.
2. Чтобы попасть в как можно большее число поисковых запросов, расширяем охват:
- Project preference — выбираем Both short and long;
- Experience level — ставим Expert;
- Availability — ставим As needed (и ни в коем случае не ставить Not available, даже если вы собрались в отпуск!);
- Languages — English нужно ставить Expert, даже если это не так. Мне кажется эти настройки должны быть выставлены по умолчанию.
![Пошаговый гад как начать получать первые заказы на Upwork](https://pronomad.ru/content/images/2022/06/5099b6fc2e94eace4279aeb55fd86e1e--1-.jpg)
3. Настраиваем (и сохраняем!) поисковый запрос заказов. Это позволит не настраивать их каждый раз, найти запрос именно под вас и выйграть драгоценные минуты:
- Создаем отдельно два типа каждого запроса: hourly и fixed-price. То есть будет два отдельных поиска по слову "Website design": с фиксированной и почасовой оплатой;
- Не выбираем Experience level — пусть показывает все;
- Number of Proposals — я отмечаю "Less than 5" и "5 to 10". Вряд ли клиент будет разбирать пачку откликов, которая больше 10 штук;
- Отмечаем Payment verified — отсекаем халявщиков;
- Client history — "1 to 9" и "10+ hires". Нужно отсечь новичков — они еще не привыкли пользоваться платформой и могут запросто отвалиться, а коннекты нам уже никто не вернет;
- и так для каждого поискового запроса.
4. Ловить мелкие заказы с фикспрайсом, чтобы быстро набрать отзывы. Найти крупного клиента с продолжительным проектом — это главная цель. Но в начале не нужно искушаться и тратить коннекты на такие заказы.
5. Так как цель поймать американских, британских или австралийских заказчиков (ну это очевидно), нужно подстраиваться под их утро и ловить новые работы в это время. Практика показывает, что больше заказов появляется именно утром.
6. Интересуют работы, выставленные не позднее чем 1 час назад. Самые сочные — выставленные несколько минут назад, соответственно. На другие даже можно не тратить время и коннекты. Исключением может быть очень специфичный заказ, у которого даже спустя несколько часов мало или совсем нет откликов, тогда его можно рассмотреть подробнее, если он попадает под ваши компетенции.
7. На что смотрю в работе:
- Оценка клиента больше, чем 4,5 и больше 5 ревьюс. Если ревью очень много, но оценка ниже, то можно сделать поблажку, проверить за что снизили;
- Hire rate больше 60%. То есть больше, чем в половине случаев, клиент таки кого-то нанимает на заказ. И это уже хорошо, т.к. это нормальная практика на Upwork;
- Потратил больше 10к (желательно). Если много потратил, значит потратит еще и есть шанс стать для него постоянщиком;
- Interviewing — должно быть 0. Если стоит 1 или больше, это значит, что клиент уже ответил кому-то на отклик и ведёт диалог;
- Hires — должно быть 0. Тут важно: почему-то даже если клиент уже нанял кого-то для работы, вакансия не закрывается и на нее можно бессмысленно потратить коннекты (даже если клиент искал 1го фрилансера!). Для меня по-началу это было неочевидно, я даже не обращал на это внимание и просаживал коннекты 😭;
- Еще можно смотреть на "avg hourly rate paid", чтобы понять какую стоимость ожидает клиент и адаптировать свой прайс, если это не сильно критично;
- Еще иногда клиент указывает страну, из которой должен быть фрилансер. Если я вижу "Philippines", то иду мимо, потому что клиент явно хочет сэкономить.
8. И последнее — cover letter:
- Не нужно писать воду типа того как вас зовут, какой у вас опыт и откуда вы. Заготовленные полотна не читают☹️;
- Отталкиваясь от описания вакансии, находим подход к клиенту: сайт связан с музыкой? пишем, что играем на барабанах; нужно сделать ролик для агентства недвижимости? говорите, что как раз недавно купили квартиру и т.д.;
- Если задача описана подробно и есть понимание как её выполнить — нужно написать как вы будете её делать с конкретикой или даже написать, что уже начали делать;
- А если вы делали уже что-то подобное, то нужно сразу писать про этот кейс и прикладывать ссылку на работу;
- Закончить письмо вопросом, типа как Call to Action, чтобы клиенту машинально захотелось ответить. А если он ответил, то завяжется диалог (и графа Interviewing увеличится на единицу, отсекая таких же прошаренных как мы), а еще вы получите коннекты.
Какой вопрос: "какой адрес вашего сайта, чтобы я мог точнее оценить работу?", "у меня есть похожая работа, куда её загрузить?", "я начал делать эскиз, какие есть пожелания?" и т.д. - Помните, что счет идет на минуты и важно быть одним из пятерки первых написавших.
Короче, самое главное, чтобы заказчик кайфанул от работы с вами еще до самой работы 😍